Рэгулюючая стратэгія Дзяржатамнагляду
Рэгулюючая стратэгія Дзяржатамнагляду на 2015-2018 гг.
Наша бачанне «забяспечым высокі ўзровень ядзернай і радыяцыйнай бяспекі» датычыцца ўзмацнення культуры бяспекі ў ядзернай сферы, асабліва ў кантэксце будаўніцтва першай Беларускай АЭС. Нашы стратэгічныя мэты і задачы развіваюцца і ўдакладняюцца разам з нарошчваннем кампетэнцый у працэсе ўдасканалення сістэмы ядзернага і радыяцыйнага рэгулявання.
Рэалізацыя стратэгіі мяркуе кваліфікаванае кіраванне, эфектыўнае супрацоўніцтва, узаемнае разуменне, празрыстасць, кампетэнтнасць і ўкараненне найноўшых ведаў, заснаваных на навуцы. Стратэгія выконваецца паводле бягучых планах адпаведных падраздзяленняў.
Стратэгія таксама грунтуецца на місіі, каштоўнасцях і поглядзе на перспектыву да 2018 г.
Далей прыведзена вытрымка з арыгiнальнага тэкста Рэгулюючай стратэгii на рускай мове.
Миссия
Наша миссия – служить интересам защиты людей, общества и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.
Ценности
Компетентность
Наш выбор, утверждения и решения основаны на научно обоснованных подтвержденных знаниях.
Сотрудничество
Наше сотрудничество основано на хороших взаимоотношениях, коллективном участии и взаимном доверии. При решении соответствующих вопросов принимаются во внимание мнения заинтересованных.
Отношение к безопасности
Наша контрольная (надзорная) деятельность ориентирована на достижение самых высоких требований культуры безопасности и включает критическое отношение, взвешенный подход и обмен мнениями, направленными на обеспечение и повышение безопасности.
Прозрачность
Наша деятельность прозрачна и открыта для всех заинтересованных, населения и наших специалистов.
Взгляд на перспективу
Наше видение до 2018 г. заключается в гарантии проведения постоянного контроля качества ядерной и радиационной безопасности. Мы осуществляем надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, как в рамках строительства новых ядерных установок, так и в процессе использования существующих радиационных объектов.
Мы стремимся к эффективному сотрудничеству со всеми заинтересованными, взаимному пониманию с эксплуатирующими организациями, системному развитию внутренних компетенций и созданию комфортных условий работы для специалистов.
Стратегические цели и задачи
Основными задачами Госатомнадзора являются:
- государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
- контроль за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Решая задачи по надзору и контролю, Госатомнадзор, в том числе, приступил к осуществлению постоянного надзора за строительством Белорусской АЭС и проверкам осуществления контроля РУП «Белорусская АЭС» за изготовлением и приемкой оборудования для Белорусской АЭС.
1. Система управления Госатомнадзора
С целью повышения эффективности регулирующей деятельности постоянно развивается система управления Госатомнадзора, что включает разработку и актуализацию стратегии, политики безопасности и качества, оперативных и годовых планов работы, внедрение процессного подхода, установление операционной системы и разработки руководств по управлению. Наряду с этим, усиливаются следующие направления:
Развитие управления качеством
Управление качеством усиливается путем: развития процессов системы управления качеством; обеспечения системного подхода к формированию и осуществлению управления качеством; организации и проведения самооценки в рамках подготовки к миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующего органа (IRRS).
Усиление кадровых ресурсов
Численность кадрового состава увеличилась с 39 в начале 2013 г. до 82 человек в июле 2013 г. Создано 8 новых подразделений. Приняты на работу 43 новых сотрудников, включая 16 молодых специалистов, получивших специальное образование в области физики, радиационной химии, радиологии, а также инженерных дисциплин. Для обеспечения дополнительных кадровых ресурсов в Госатомнадзоре реализуется эффективная кадровая политика, в рамках которой осуществляется отбор и назначение специалистов на должности, а также создается кадровый резерв. Система развития кадров совершенствуется путем постоянной оценки знаний и навыков в регулирующих целях. Особое внимание уделяется продвижению культуры безопасности и развитию ответственности государственных инспекторов, работающих как в Госатомнадзоре, так и специалистов региональных инспекций.
2. Развитие компетенций и обучение
Налажена система первичной стажировки молодых сотрудников по общим вопросам ядерной и радиационной безопасности и осуществлению регулирующей деятельности. Проводится обучение без отрыва от основной деятельности, в том числе, по рассмотрению отчета по обоснованию безопасности АЭС, оценке результатов детерминистического анализа безопасности, техникам рассмотрения и выполнения вероятностного анализа безопасности. Обеспечивается реализация подходов к выполнению программы инспекций, а также инспектированию структур, систем и компонентов. Основной акцент обучения направлен на практическое освоение вопросов инспектирования эксплуатирующих организаций.
Коммуникации
Коммуникации осуществляются:
- распространением достоверной информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь;
- повышением уровня доверия Госатомнадзору через осведомленность общественности по вопросам ядерной и радиационной безопасности;
- внедрением механизмов для информирования общественности по результатам проверок, прозрачности и обеспечения доступа к информации о безопасности по результатам надзорной деятельности, за исключением информации, которая является государственным секретом;
- масштабным сотрудничеством с регулирующими органами других стран и международными организациями;
- устойчивым взаимодействием с законодательной и исполнительной властью с целью эффективного принятия решений и законодательных документов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
- регулярным обновлением коммуникационной стратегии.
3. Разработка законодательных и регулирующих документов
Разработка законодательных и регулирующих документов обеспечивается путем адаптации и внедрения современных принципов безопасности, критериев и требований к:
- развитию регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь;
- развитию надзорного процесса в рамках строительства АЭС;
- периодическому анализу безопасности строящейся АЭС, действующих ядерных установок и хранилищ ядерного материала;
- долговременной безопасности объектов обращения с радиоактивными отходами;
- внедрению риск-ориентированных подходов;
- обеспечению мер по применению технических регулирующих документов;
- регулированию обеспечения физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, радиоактивных источников.
4. Исполнение международных обязательств
Исполнение международных обязательств Республикой Беларусь реализуется в рамках:
- подготовки национальных отчетов о ядерной безопасности и участия белорусской делегации в конференции стран-участниц Конвенции о ядерной безопасности;
- подготовки национальных отчетов Беларуси в соответствии с обязательствами в рамках Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами и участия белорусской делегации в конференциях стран-участниц Объединенной конвенции.
Выполняется дальнейшее развитие системы гарантий в Беларуси в рамках реализации ядерной энергетической программы.
Осуществляется поддержка и реализация международных миссий по вопросам обеспечения ядерной, радиационной безопасности, регулирующей инфраструктуры, физической защиты и др.
5. Лицензирование и оценка безопасности
С целью совершенствования законодательной основы процесса лицензирования проводится анализ выполненных работ по выдаче лицензий. В том числе:
- обновление требований к отчету по обоснованию безопасности АЭС;
- развитие программы оценки и анализа отчета по обоснованию безопасности АЭС;
- развитие плана проведения детерминистического анализа безопасности АЭС;
- развитие плана проведения вероятностного анализа безопасности АЭС.
6. Проверки и правоприменение
Развитие и совершенствование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии на всех этапах жизненного цикла ядерных установок осуществляется путем:
- достижения и поддержания надлежащего уровня
ядерной и радиационной безопасности ядерных установок; - реализации обязательств, принятых Республикой Беларусь в соответствии с Конвенцией Международного агентства по атомной энергии от 7 июня 1994 года «О ядерной безопасности» в части создания и поддержания законодательной и регулирующей основы для обеспечения безопасности ядерных установок;
- внедрения международных практик и рекомендаций МАГАТЭ;
- пресечения нарушений законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и применения при необходимости санкций;
- взаимодействия с контролирующими (надзорными) органами при проведении проверок с целью осуществления мониторинга складывающейся оперативной ситуации на площадке Белорусской АЭС;
- формирования культуры безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии;
- профилактики нарушений законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;
- разработки механизмов контроля (надзора).
7. Техническая поддержка
Совершенствование технической поддержки осуществляется в рамках создания системы организаций, осуществляющих техническую поддержку регулирующему органу; дальнейшего развития законодательной базы и процедуры лицензирования экспертных организаций; определения прав и обязанностей государственных экспертных институтов и их полномочий.
8. Аварийная готовность
Совершенствование системы контроля за организацией готовности объектов использования атомной энергии и радиационных объектах к ликвидации аварий, за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при возникновении ядерных или радиационных аварий.
9. Радиационная защита
Осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению радиационной безопасности на разных этапах жизненного цикла атомной электростанции с целью достижения необходимого уровня защищенности персонала, населения и окружающей среды при подготовке к вводу в эксплуатацию, вводе в эксплуатацию и эксплуатации энергоблоков Белорусской АЭС.
Вызовы и возможности в изменении системы регулирования
1. Продвижение культуры безопасности (включая «пост черно-быльские» и «пост фукусимские» вызовы: стресс-тесты и т.д.).
После аварий на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1» все более очевидной становится необходимость продвижения культуры безопасности в ядерной сфере. Критичное отношение, скрупулезный подход и коммуникации становятся все более актуальными. В ходе строительства атомных станций должны использоваться существующие практические руководства по оценке культуры безопасности. Важную роль в продвижении культуры безопасности играют сотрудники регулирующего органа, демонстрируя пример своей системной культуро-ориентированной работы.
2. Внедрение требований по безопасности Российской Федерации и МАГАТЭ, а также лучших практик ЕС в национальное законодательство и регулирующие документы Республики Беларусь
Международные требования и опыт по обеспечению безопасности постоянно совершенствуются. Обновляются устаревшие национальные стандарты и применяются современные стандарты МАГАТЭ, ЕС и Российской Федерации, учитывающие, в том числе, причины и последствия аварии на АЭС «Фукусима-1».
3. Развитие регулирующих компетенций в рамках трехлетних программ обучения
Внедрить индивидуализированный подход к развитию профессиональных компетенций сотрудников в области регулирующей деятельности и стремиться к их соответствию международным требованиям, привлекая необходимые средства, международный опыт, применяя лучшие практики на основе долгосрочных программ повышения квалификации, вовлекая в регулирующую деятельность и заинтересовывая в долгосрочном сотрудничестве качественно подготовленных специалистов.
4. Развитие системы управления знаниями (сохранение и передача знаний и опыта)
Создать и развить внутреннюю инфраструктуру, включающую наставничество, информационные и коммуникационные технологии, и позволяющую распространять и реализовывать накопленный в организации опыт и актуальную информацию путем управления, сохранения и обмена знаниями для совершенствования деятельности в области ядерной и радиационной безопасности.
5. Анализ безопасности в рамках лицензирования на этапе эксплуатации
Организовать и провести всестороннее рассмотрение и независимую верификацию (экспертизу) окончательного отчета по обоснованию безопасности в предварительной редакции для проверки выполнения нормативно-правовых и лицензионных требований.
6. Программа инспектирования строительства и подготовка к вводу в эксплуатацию
Совершенствовать программы контрольно-надзорной деятельности за безопасностью при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской АЭС, в том числе внедрить в повседневную практику механизмы контроля и оценки эксплуатационной безопасности, основанные на тесном взаимодействии со всеми контролирующими (надзорными) органами.
7. Внедрение интегрированной системы управления (ISO 9001, GS-R-3 и GS-G-3.1)
Построить и внедрить систему управления, объединяющую все аспекты регулирующей деятельности таким образом, чтобы требования по безопасности имели первостепенный приоритет.
8. Создание системы технической поддержки и развитие компетенций для организаций, вовлеченных в систему технической поддержки
Создать эффективную, независимую и компетентную организационно-техническую инфраструктуру из числа научно-исследовательских институтов (центров), учреждений образования, проектных организаций, конструкторских бюро предприятий, способных проводить экспертизу ядерной и радиационной безопасности при выдаче лицензии на эксплуатацию и частных разрешений при пуске блоков 1 и 2 Белорусской АЭС, а также оказывать техническую и консультационную поддержку регулирующему органу на период не менее 60 лет.
9. Координация деятельности по обеспечению физической защиты и надзору
Необходимо координировать вопросы, связанные с обеспечением безопасности и физической безопасности, добиваясь достижения максимального уровня синергизма и – в случае необходимости – интеграции. Выполнение требований по обеспечению физической безопасности должно осуществляться без ущерба для ядерной и радиационной безопасности, а реализуя требования по ядерной и радиационной безопасности не ставить под угрозу физическую безопасность.
10. Разработка национальной политики, надзор за деятельностью по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим топливом
Должен быть обеспечен надзор за деятельностью по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим топливом. Контроль реализации стратегии обращения с радиоактивными отходами Белорусской атомной электростанции, в том числе создания пункта захоронения РАО для обеспечения безопасного хранения очень низкоактивных, низкоактивных и среднеактивных РАО после ввода атомной электростанции в эксплуатацию, а также пункта захоронения высокоактивных РАО в глубокой геологической формации.
11. Гарантии
В рамках своей компетенции неукоснительно соблюдать обязательства, определенные Соглашением между Республикой Беларусь и Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ) по применению гарантий в Республике Беларусь.
12. Открытая, эффективная и систематическая коммуникация
Посредством открытой, эффективной и систематической коммуникации стремиться к установлению и поддержанию уверенности заинтересованных сторон и общества в обеспечении безопасного использования атомной энергии.
13. Взаимовыгодное международное сотрудничество (включая IRRS миссию)
Обеспечить свое постоянное участие в международной деятельности и международных объединениях с целью повышения безопасности. Пригласить и провести миссию МАГАТЭ по оценке регулирующей инфраструктуры (IRRS) и использовать результаты миссии для дальнейшего совершенствования регулирующей деятельности по контролю (надзору) за обеспечением безопасности.
Назад