На сайт МНС

Міжнародныя абавязацельствы Рэспублікі Беларусь па забеспячэнні ядзернай і радыяцыйнай бяспекі

Прававая аснова

Рэспубліка Беларусь з'яўляецца дагаворным бокам шэрагу міжнародных дагавораў, канвенцый, пагадненняў, якія закранаюць пытанні забеспячэння ядзернай і радыяцыйнай бяспекі.

Сярод іх:

Выкананне абавязацельстваў на практыцы

Рэспубліка Беларусь у поўным аб'ёме забяспечвае выкананне абавязацельстваў, што вынікаюць з пералічаных дагавораў і канвенцый.

Ежемесячно совместно с МАГАТЭ проводится инспектирование ядерных материалов и установок Республики Беларусь.

Подготовлены и представлены Национальные доклады Республики Беларусь о выполнении Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами.

Обеспечен контроль за вывозом свежего и облученного ядерного топлива передвижной атомной электростанции «Памир-630Д» в Российскую Федерацию и ввоз в Республику Беларусь низкообогащенного ядерного топлива для исследовательских установок ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны».

Подготовлен и внесен в Совет Министров Республики Беларусь  проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Дополнительного протокола к Соглашению между Республикой Беларусь и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия» и т. д.

Справочно о главном:

Недопущение дальнейшего распространения ядерного оружия – важная задача, требующая осуществления международного сотрудничества и укрепления доверия на всех уровнях – двустороннем, региональном и глобальном. Одним из механизмов ее решения явился Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО). С 1993 года Республика Беларусь является государством-участником ДНЯО, в соответствии с которым она, как неядерное государство, обязалась не производить и не приобретать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не добиваться и не принимать помощи в их производстве, а также заключить Соглашение с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), чтобы поставить весь ядерный материал под гарантии МАГАТЭ и не допускать его использования для создания ядерных взрывных устройств. Соглашение между Республикой Беларусь и МАГАТЭ о применении гарантий в связи с ДНЯО (Соглашение о гарантиях) вступило в силу в 1995 году. В соответствии с ним Республика Беларусь задекларировала местонахождение, характеристики и использование всего ядерного материала, а также установок, на которых он используется, находящихся под ее юрисдикцией, и взяла на себя обязательство обеспечивать инспектирование со стороны МАГАТЭ всех таких ядерных материалов и установок.

С момента своего создания система гарантий МАГАТЭ постоянно развивается и укрепляется путем регулярного внедрения новых методов и способов, повышающих ее эффективность и действенность. В 1997 году МАГАТЭ разработало Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях (Дополнительный протокол). В основу его принятия положено понимание того факта, что эффективность гарантий зависит от трех факторов:

  • Во-первых, от степени осведомленности МАГАТЭ о характере и местах осуществления ядерной и связанной с ней деятельности неядерных государств. В то время как главной целью гарантий в соответствии с ДНЯО является проверка того, что задекларированный ядерный материал не был использован для создания ядерных взрывных устройств, главной целью Дополнительного протокола является установление того, что государство не осуществляет незаявленной ядерной деятельности.
  • Во-вторых, эффективность гарантий зависит от того,  в какой степени инспектора МАГАТЭ имеют физический доступ к соответствующим площадкам.
  • В-третьих, от готовности международного сообщества принимать меры против государств, не соблюдающих свои обязательства по нераспространению, используя в этих целях возможность МАГАТЭ обратиться к Совету Безопасности ООН.

Поэтому в число мер, предусмотренных Дополнительным протоколом, входят:

  • получение информации и доступ инспекторов ко всем аспектам ядерного топливного цикла, а также к любым другим местам нахождения ядерного материала, предназначенного для неядерного использования;
  • получение информации об исследованиях и разработках, связанных с ядерным топливным циклом и их инспектирование;
  • предоставление общих планов на десятилетний период, имеющих отношение к развитию ядерного топливного цикла (включая планируемые относящиеся к ядерному топливному циклу научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
  • получение информации обо всех зданиях, находящихся на площадке, и обеспечение доступа к ним инспекторов с краткосрочным уведомлением;
  • получение информации об изготовлении и экспорте чувствительных технологий, связанных с ядерной областью;
  • отбор проб окружающей среды за пределами заявленных площадок в случае, когда МАГАТЭ считает это необходимым;
  • установление упрощенной процедуры назначения инспекторов, выдача им многократных виз; предоставление МАГАТЭ доступа к современным средствам связи, включая установление системы удаленного мониторинга и др.

По состоянию на 21 мая 2014 г. Дополнительный протокол подписали 144 страны и в 123 из них он вступил в силу (источник – сайт МАГАТЭ).

Республика Беларусь подписала Дополнительный протокол 15 ноября 2005 г. Процедура его ратификации к настоящему времени не завершена.


Назад

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Зачыніць

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть