На сайт МНС

Палажэнне аб Дэпартаменце па ядзернай і радыяцыйнай бяспецы Міністэрства па надзвычайных сітуацыях Рэспублікі Беларусь

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента 
Республики Беларусь
29.12.2006 № 756

ПОЛОЖЕНИЕ о Департаменте по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госатомнадзор) является структурным подразделением с правами юридического лица Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС), осуществляющим специальные функции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

2. Госатомнадзор в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Положением о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства.

3. Госатомнадзор имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь, со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

4. Финансирование деятельности Госатомнадзора осуществляется за счет средств республиканского бюджета и других источников в соответствии с законодательством.

5. Имущество Госатомнадзора является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСАТОМНАДЗОРА

6. Основными задачами Госатомнадзора являются:

6.1. государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

6.2. контроль за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

ГЛАВА 3
ФУНКЦИИ И ПРАВА ГОСАТОМНАДЗОРА

7. Госатомнадзор в соответствии с возложенными на него задачами:

7.1. анализирует практику применения законодательства в области использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности и разрабатывает предложения по его совершенствованию;

7.2. формирует соответствующие разделы утверждаемого МЧС перечня норм и правил в области использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности;

7.3. участвует в выдаче МЧС в установленном порядке организациям и индивидуальным предпринимателям специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения, ядерными материалами, средствами радиационной защиты и технологическим оборудованием для ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;

7.4. устанавливает требования к содержанию документов, подтверждающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов, источников ионизирующего излучения (далее – пункт хранения) и деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения, ядерными материалами, средствами радиационной защиты и технологическим оборудованием для ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;

7.5. организует проведение экспертизы безопасности ядерных установок, объектов атомной энергетики, радиационных источников и пунктов хранения, в том числе с привлечением независимых экспертов, а также экспертизу их проектной и проектно-конструкторской документации;

7.6. в пределах своей компетенции организует и осуществляет государственный надзор за:

соблюдением лицензионных требований и условий в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения лицензиатами;

обращением с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизацией и захоронением;

обеспечением физической защиты ядерных материалов и установок, радиационных источников, пунктов хранения;

планированием защитных мероприятий по обеспечению безопасности работающего персонала и населения в случае ядерных и радиационных аварий;

соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при проектировании (конструировании), изготовлении, хранении, монтаже, эксплуатации и выводе из эксплуатации оборудования и систем ядерных установок, объектов атомной энергетики, радиационных источников и пунктов хранения;

7.7. организует проведение научных исследований по обоснованию принципов и критериев ядерной и радиационной безопасности, повышению эффективности государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии, привлекает к проведению соответствующих научных исследований научные организации, ученых и специалистов, в том числе иностранных;

7.8. рассматривает и вносит в установленном порядке предложения по проектам программ (планов) проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обоснование и повышение безопасности проектируемых, сооружаемых, реконструируемых и действующих ядерных установок, объектов атомной энергетики, радиационных источников и пунктов хранения;

7.9. организует проведение аттестации и верификации вычислительных программ, создание и ведение банков данных для анализа безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, обеспечивает функционирование государственной системы учета и контроля ядерных материалов Республики Беларусь, единой государственной системы учета и контроля источников ионизирующего излучения, системы физической защиты ядерных материалов и установок, объектов атомной энергетики, радиационных источников, пунктов хранения;

7.10. определяет требования к содержанию и порядку представления в Госатомнадзор информации о нарушениях в работе радиационных объектов, ядерных установок, объектов атомной энергетики;

7.11. определяет порядок расследования обстоятельств и причин, вызвавших нарушения в работе радиационных объектов, ядерных установок, объектов атомной энергетики, и проводит такое расследование;

7.12. организует разработку требований и условий, исключающих возможность совершения террористических актов на радиационных объектах, ядерных установках, объектах атомной энергетики и пунктах хранения;

7.13. участвует в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, объектов атомной энергетики, радиационных источников и пунктов хранения;

7.14. организует издание нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, информационно-справочных и других документов, необходимых для осуществления и совершенствования деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

7.15. организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников Госатомнадзора;

7.16. разрабатывает и направляет республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам и иным организациям обязательные для рассмотрения предложения по вопросам повышения устойчивости функционирования радиационных объектов, ядерных установок, объектов атомной энергетики;

7.17. принимает участие в работе:

комиссий по предварительным, периодическим и приемочным испытаниям оборудования и технических устройств, применяемых на радиационных объектах, ядерных установках, объектах атомной энергетики;

специальных комиссий по выбору мест захоронения радиоактивных отходов;

7.18. осуществляет контроль за:

соблюдением требований норм и правил в области использования атомной энергии;

выполнением международных обязательств Республики Беларусь по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучением персонала радиационных и ядерных объектов безопасному ведению работ на радиационных объектах, ядерных установках, объектах атомной энергетики;

реализацией мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости и безопасности работы радиационных объектов, ядерных установок, объектов атомной энергетики;

7.19. информирует в соответствии с законодательством общественность о состоянии безопасности радиационных объектов, ядерных установок, объектов атомной энергетики;

7.20. разрабатывает и представляет в МЧС:

порядок проверки знаний законодательства в области использования атомной энергетики и источников ионизирующего излучения, ядерной и радиационной безопасности у руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения, ядерные установки, объекты атомной энергетики, а также выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с изготовлением, использованием, переработкой и хранением ядерных материалов, проектированием (конструированием), изготовлением, хранением, монтажом источников ионизирующего излучения, средств радиационной защиты и технологического оборудования для ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;

предложения по координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

предложения по обеспечению ядерной и радиационной безопасности для использования их при подготовке ежегодного доклада Совету Министров Республики Беларусь о состоянии дел в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7.21. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственные секреты;

7.22. проверяет работу республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам обеспечения радиационной безопасности, выполнение уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанностей в данной сфере;

7.23. рассматривает в установленном порядке обращения организаций и граждан по вопросам, относящимся к его компетенции;

7.24. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

8. Госатомнадзор для выполнения своих задач и функций имеет право:

8.1. разрабатывать и вносить на рассмотрение руководства МЧС предложения по вопросам, отнесенным к его компетенции, включая проекты нормативных правовых актов, проекты технических нормативных правовых актов;

8.2. привлекать в установленном порядке:

квалифицированных специалистов к участию в проведении экспертизы и проверок состояния безопасности радиационных объектов, ядерных установок, объектов атомной энергетики;

на договорной основе научные организации, высшие учебные заведения и иные организации для подготовки предложений по проектам комплексных и целевых программ, разработки проектов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

8.3. осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством;

8.4. запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов и иных организаций информацию по вопросам, относящимся к его компетенции;

8.5. выдавать обязательные для исполнения организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими источники ионизирующего излучения, ядерные установки, объекты атомной энергетики, предписания по устранению нарушений в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

8.6. осуществлять иные полномочия в соответствии с его задачами и функциями.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАТОМНАДЗОРА

9. Госатомнадзор возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Министра по чрезвычайным ситуациям.

Начальник Госатомнадзора имеет заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Министром по чрезвычайным ситуациям по представлению начальника Госатомнадзора и согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

10. Начальник Госатомнадзора:

10.1. подчиняется Министру по чрезвычайным ситуациям;

10.2. руководит деятельностью Госатомнадзора и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций;

10.3. издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, утверждает положения о структурных подразделениях Госатомнадзора;

10.4. распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия должностных лиц Госатомнадзора;

10.5. назначает на должности и освобождает от должностей работников Госатомнадзора, за исключением заместителей начальника Госатомнадзора;

10.6. представляет интересы Госатомнадзора в государственных органах и иных организациях;

10.7. в пределах, определенных МЧС, распоряжается имуществом Госатомнадзора, в том числе денежными средствами, и без доверенности действует от имени Госатомнадзора, открывает счета в банках;

10.8. применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания в отношении работников Госатомнадзора;

10.9. принимает меры по соблюдению работниками Госатомнадзора исполнительской и трудовой дисциплины, осуществляет мероприятия по улучшению условий и охраны их труда, отдыха и быта;

10.10. обеспечивает реализацию решений коллегии МЧС;

10.11. осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции.

11. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов в Госатомнадзоре создается коллегия в количестве 7 человек, состоящая из начальника Госатомнадзора (председатель коллегии), его заместителей и других руководящих работников Госатомнадзора.

Положение о коллегии Госатомнадзора и ее персональный состав утверждаются Министром по чрезвычайным ситуациям по представлению начальника Госатомнадзора.

Решения коллегии, направленные на регулирование общественных отношений в определенных сферах деятельности и требующие нормативного закрепления, оформляются протоколом и представляются в МЧС для принятия соответствующих постановлений и приказов. Решения коллегии по иным вопросам реализуются приказами и распоряжениями начальника Госатомнадзора.

В случае возникновения разногласий между начальником Госатомнадзора и членами коллегии решение принимает начальник Госатомнадзора, докладывая о нем Министру по чрезвычайным ситуациям. Члены коллегии могут проинформировать Министра по чрезвычайным ситуациям о своей позиции.

12. При Госатомнадзоре для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, могут создаваться комиссии, советы и другие совещательные органы.


Назад

 

Все Анонимный опрос
Считаете ли вы работу специалистов Витебского областного управления МЧС эффективной?
Моб. приложение
Моб. приложение
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Зачыніць

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть