На сайт МЧС

Об учете, контроле и физической защите ядерных материалов и источников ионизирующего излучения. Интервью заместителя начальника Госатомнадзора Александра Докучаева

230

Госатомнадзор продолжает цикл информационных мероприятий о созданной в Республике Беларусь инфраструктуре ядерной и радиационной безопасности и ее отдельных элементах текстовым интервью заместителя начальника Госатомнадзора Александра Докучаева об учете, контроле и физической защите ядерных материалов и источников ионизирующего излучения.

Учет и контроль ядерных материалов (ЯМ), источников ионизирующего излучения (ИИИ), а также обеспечение физической защиты (ФЗ) объектов использования атомной энергии ОИАЭ) являются важнейшими элементами инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности.

ВОПРОС: Зачем нужен учет и контроль ЯМ и ИИИ?

Александр Докучаев:

В соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь и требованиями национального законодательства ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю в государственной системе учета и контроля ядерных материалов Республики Беларусь (ГСУК ЯМ).

ИИИ подлежат государственному учету и контролю в единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения (ЕГСУК ИИИ).

Порядок ведения ГСУК ЯМ и ЕГСУК ИИИ определяется Правительством Беларуси.

Субъектами системы учета и контроля являются:

-        орган, который обеспечивает разработку, наполнение и поддержание в актуальном состоянии системы учета и контроля (Госатомнадзор);

-        Министерство энергетики, а также республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, уполномоченные Президентом Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся эксплуатирующие организации;

-        эксплуатирующие организации.

Постановлениями МЧС устанавливаются требования к системе учета и контроля.

Соглашение от 14 апреля 1995 года между Республикой Беларусь и МАГАТЭ о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия в Республике Беларусь (Соглашение) устанавливает международные обязательства и регулирует вопросы, связанные с осуществлением гарантий МАГАТЭ по отношению ко всему ядерному материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории Беларуси, под ее юрисдикцией или осуществляемой под ее контролем, где бы то ни было. Цель гарантий – чтобы такой материал не переключался на производство ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

В соответствии с Соглашением, МАГАТЭ проводит инспекции в организациях и на предприятиях Республики Беларусь для проверки информации в отношении ядерного материала, подлежащего гарантиям, а также идентификации и проверки изменений, которые произошли после представления отчетной информации по ядерным материалам, проверки количества и состава ядерного материала.

ВОПРОС: Учет и контроль – это заполнение, как в бухгалтерском учёте «гросбухов»?

Александр Докучаев:

Где-то похоже, но на современном продвинутом уровне.

В Республике Беларусь разработана, внедрена и функционирует в постоянном режиме «Интеллектуальная информационная система сотрудника Госатомнадзора для обеспечения контроля (надзора) в области ядерной и радиационной безопасности». С помощью соответствующего программного обеспечения ведется заполнение, корректировка и хранение баз данных ГСУК ЯМ и ЕГСУК ИИИ.

ВОПРОС: Как проходит взаимодействие с МАГАТЭ по учёту и контролю ядерных материалов?

Александр Докучаев:

Отчетность перед МАГАТЭ по учету и контролю ядерных материалов осуществляется в соответствии с Соглашением, законами Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности», другими нормативными правовыми актами.

Отчетность ведется по зонам баланса ядерного материала, которые территориально и административно определены в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов. В этих зонах ведется учет и контроль ЯМ, в которых на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени.

В Беларуси учет ведется по нескольким зонам баланса ядерного материала (ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны», РУП «Белорусская АЭС» и т.д.), в отношении которых готовится несколько видов отчетов:

-        Отчет об изменениях инвентарного количества (ICR);

-        Список фактически наличного инвентарного количества (PIL);

-        Материально-балансовый отчет (MBR).

ВОПРОС: Как обстояли дела с учётом и контролем ядерных материалов в 2020 году?

Александр Докучаев:

В прошедшем году в рамках упомянутого Соглашения организовано проведение и сопровождение 19 инспекций МАГАТЭ:

-        12 – в научном учреждении «ОИЭЯИ Сосны» НАН Беларуси;

-        6 – в РУП «Белорусская АЭС»;

-        1 – на предприятиях Республики Беларусь, имеющих в распоряжении малые количества ядерных материалов (закрытые источники ионизирующего излучения на основе радионуклидов урана, плутония, тория; изделия из обедненного урана).

В настоящее время, как и в прошлом году, продолжается реализация Национального плана действий по выполнению рекомендаций и предложений миссии МАГАТЭ по вопросам государственной системы учета и контроля ядерных материалов (миссия ISSAS) на период 2020-2022 годы. Сама миссия ISSAS успешно прошла в Республике Беларусь в 2019 году, по ее результатам был сформирован соответствующий отчет экспертов МАГАТЭ с выводами, рекомендациями, наблюдениями о положительной практике в нашей стране.

ВОПРОС: Вы обстоятельно рассказали об учете ядерного материала. А сколько источников ионизирующего излучения у нас в стране?

Александр Докучаев:

В соответствии с данными ЕГСУК ИИИ по состоянию на конец декабря 2020 года под надзором находится 1613 субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности 23819 ИИИ, включая устройства, генерирующие ионизирующее излучение, оборудование, содержащее закрытые ИИИ, объекты (хранилища, лаборатории), работающие с ИИИ. Снято с учета 6176 ИИИ, поставлено на учет 5423 ИИИ.

В 2020 году наблюдается увеличение количества субъектов хозяйствования, за которыми зарегистрированы ИИИ в ЕГСУК (по сравнению с данными за аналогичный период в 2019 году, количество поднадзорных субъектов хозяйствования увеличилось на 111). Это произошло в том числе в связи с проведенной работой по постановке на учет ИИИ, находящихся в приборах, имеющихся в организациях для целей гражданской обороны.

ВОПРОС: Как организован учет и контроль ИИИ?

Александр Докучаев:

В соответствии со статьей 31 Закона Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности» учет и контроль источников ионизирующего излучения осуществляются Госатомнадзором и пользователями источников.

В Госатомнадзоре он осуществляются посредством ведения ЕГСУК ИИИ. Для постановки на учет (снятия с учета) ИИИ пользователь источника направляет уведомление в Госатомнадзор в 15-дневный срок до начала обращения с источником. Снятие с учета ИИИ может осуществляться по уведомлению пользователя источника либо по решению Госатомнадзора. В свою очередь, пользователи также ведут учет и контроль ИИИ в своих организациях.

Порядок ведения ЕГСУК ИИИ, а также учета и контроля ИИИ пользователями определен Инструкцией о порядке учета и контроля источников ионизирующего излучения, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайной ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 № 16. Этот документ содержит подробные указания, что делать пользователю для постановки ИИИ на учет, снятия с учета, передаче другому пользователю и в других ситуациях.

ВОПРОС: Не часто, но время от времени появляется информация о появлении бесхозных ИИИ. Как вы можете это прокомментировать?

Александр Докучаев:

Этот вопрос отсылает нас к «наследию прошлого». Радиоизотопные приборы, в которых используются радионуклидные источники излучения, начали выпускать в середине ХХ века. В Республике Беларусь радиоизотопные приборы нашли, еще со времен СССР, широкое применение в промышленности, в производстве строительных материалов, медицине, геологоразведке, на транспорте, в научных исследованиях и других отраслях народного хозяйства в качестве приборов для контроля характеристик материалов и изделий, а также для контроля протекания технологических процессов.

В 70-80-е годы прошлого века на многих предприятиях, в организациях, учебных учреждениях устанавливались радиоизотопные извещатели дыма (КИ-1, РИД-1, РИД-6М и т.д.), в которых используются альфа-излучатели на основе радионуклидов америция или плутония, период полураспада которых составляет сотни и десятки тысяч лет.

В последние годы в Республике Беларусь активно идет демонтаж таких извещателей в связи с истечением срока эксплуатации с последующей их заменой на современные пожарные извещатели, не содержащие радионуклидные источники. Однако иногда возникают случаи обнаружения неучтенных радиоизотопных дымоизвещателей, как правило в организациях, которые не зарегистрированы как пользователи источников ионизирующего излучения и не находятся под регулирующим контролем.

Кроме того, до конца 50-х – начала 60-х годов XX века выпускались часы, компасы и другие предметы, в которых для свечения циферблата и стрелок использовалось радиоактивное вещество радий-226. Эти предметы до настоящего времени можно встретить в семейных «запасниках». Как правило, они дороги владельцам. Однако необходимо помнить, что в ряде случаев (при длительном нахождении вблизи опасного предмета или ношении его в руках, особенно детьми) они могут представлять опасность. Эта опасность сохраняется длительное время, поскольку радий-226 имеет период полураспада 1600 лет.

Предметы, которые могут представлять радиационную опасность, маркируются соответствующим знаком. Если вы увидели такой предмет, действуйте в соответствии с Памяткой для населения по безопасности при обнаружении бесхозных, бесконтрольных радиоактивных источников. Она есть на сайте Госатомнадзора.

ВОПРОС: Теперь объясните, что представляет собой понятие «физическая защита»?

Александр Докучаев:

С позиции ядерной и радиационной безопасности – ФЗ является комплексом или совокупностью организационных, правовых, инженерных и технических мероприятий, направленных на пресечение или минимизацию возможности неправомерных действия в отношении ОИАЭ.

ВОПРОС: Связаны ли с этим какие-либо обязательства нашей страны международного характера?

Александр Докучаев:

Да, конечно. Республика Беларусь является, в рамках правоприемственности, с 1993 года участницей Конвенции о физической защите ядерных материалов.

В рамках выполнения международных обязательств по данной Конвенции и в соответствии с требованиями белорусского национального законодательства определено, что эксплуатирующими организациями должна быть создана и обеспечена физическая защита объектов использования атомной энергии, в том числе при перевозке ядерных материалов.

В это связи принимаются все необходимые меры для охраны ядерных материалов, находящихся в пределах территории нашего государства.

Госатомнадзор/МЧС, в пределах своей компетенции, устанавливает требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в том числе физической защиты, при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии. Ряд других республиканских органов государственного управления, в пределах своей компетенции, осуществляют контроль и обеспечивают физическую защиту ОИАЭ.

ВОПРОС: В чем заключается обеспечение физической защиты?

Александр Докучаев:

Обеспечение, и поддержание, физической защиты включает в себя широкий спектр вопросов, в числе которых:

формирование государственной политики в этой области;

система уполномоченных органов и организаций, осуществляющих регулирование деятельности по обеспечению физической защиты; государственный надзор (контроль) за обеспечением физической защиты, в том числе при перевозке ядерных материалов, отработавших ядерных материалов;

подготовка и принятие компетентными органами нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов;

международное сотрудничество и выполнение обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

проведение экспертизы проектов системы физической защиты;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности и научно-техническая поддержка;

изучение, анализ и оценка угроз и эффективности системы физической защиты;

соответствующая охрана ОИАЭ и ЯМ;

создание системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (персонала) служб физической защты;

разработка и реализация профилактических, режимных, организационных и иных мер предупреждения действий злоумышленников.

И так далее, далее, всего и не перечислишь.

ВОПРОС: Вы упомянули о надзоре (контроле). О каких, например, проверках и учреждениях идет речь?

Александр Докучаев:

В рамках надзора за обеспечением физической защиты источников ионизирующего излучения ИИИ, в прошедшем году проведено 15 плановых проверок субъектов надзора (медицинских, промышленных, строительных, научных организаций и предприятий), на которых осуществляется обращение с радионуклидными источниками, относящимися к I и II категории по степени радиационной опасности, в том числе в части обеспечения учета, контроля и сохранности ИИИ. Планирование проверок осуществляется на основании дифференцированного подхода в зависимости от степени опасности проверяемых объектов.

В рамках запланированных надзорных мероприятий в IV квартале 2020 года проведены две плановые проверки по вопросам обеспечения физической защиты объектов использования атомной энергии в ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны» НАН Беларуси и ГП «Белорусская АЭС» соответственно.

ВОПРОС: Наша страна вступает в «клуб» стран, имеющих собственную АЭС. Развивается соответствующая инфраструктура. Что в этом плане происходит с направлением, связанным с физической защитой?

Александр Докучаев:

В соответствии с международными рекомендациями одним из важных мероприятий по развитию инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности для стран, впервые развивающих свои ядерно-энергетические программы, является приглашение в страну различных консультативных миссий МАГАТЭ. В частности, миссии IPPAS – это миссия по вопросам физической защиты ОИАЭ, которая проводит оценку национального режима обеспечения физической ядерной безопасности ядерного материала и ядерных установок.

В настоящее время ведется подготовка к проведению указанной миссии в 2021 году. В Беларуси создана межведомственная рабочая группа из представителей заинтересованных республиканских органов государственного управления и государственных организаций. Проведены первоначальная встреча всех заинтересованных с белорусской стороны с МАГАТЭ, национальный семинар по вопросам организации и проведения IPPAS-миссий и предмиссия IPPAS. С учетом эпидемиологической ситуации все мероприятия прошли в формате видеоконференций.

В результате совместно с МАГАТЭ было определено, что миссия IPPAS, которая состоится в Республике Беларусь в середине лета нынешнего года, рассмотрит следующие четыре тематические модуля:

оценка национального режима обеспечения физической ядерной безопасности ядерного материала и ядерных установок;

оценка системы физической защиты конкретной ядерной установки (Белорусская АЭС);

оценка системы обеспечения физической защиты ядерного материала
при транспортировке;

оценка информационной и компьютерной безопасности.

Руководителем миссии IPPAS в Республике Беларусь определен г-н Джозеф Сандовал, член технического персонала Национальной лаборатории Министерства энергетики США, Sandia National Laboratories.

Другие новости

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть