На сайт МЧС

Экспертная поддержка странам-новичкам

С начала реализации первой ядерной энергетической программы Республика Беларусь успешно прошла все стадии формирования своей регулирующей инфраструктуры в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в соответствии с требованиями МАГАТЭ: 

создан независимый регулирующий орган (Госатомнадзор); 

в законодательстве определена новая отрасль – ядерное право; 

определены законодательные рамки основных функций регулятора, сформированы и реализуются соответствующие процессы – лицензирование, инспекции, оценки безопасности; 

сформирована нормативная правовая база, разработана и взаимоувязана система технических требований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности; 

обеспечено участие в глобальном режиме ядерной безопасности, в т.ч. в рамках Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, Соглашения о гарантиях в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия; 

сформирована система учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения; 

сформированы системы повышения квалификации и оценки знаний специалистов, работающих в данной области; 

сформирована система требований в части обращения с радиоактивными отходами; 

создана система организаций научно-технической поддержки (ОТП) регулирующего органа; 

установлены требования к интегрированной системе управления и культуре безопасности всех субъектов в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения; 

определена политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

организована система информирования общественности и др. 

Достижения страны в части создания регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности отмечены профильной миссией и пост миссией IRRS МАГАТЭ, которые состоялись в 2016 и 2021 гг., а также неоднократно обозначались на совещаниях договаривающихся сторон Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с радиоактивными отходами и о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом. 

Уникальность накопленного белорусский стороной опыта заключается в комплексной адаптации как подходов страны-поставщика технологий Российской Федерации, так и подходов ЕС в национальное правовое поле и деятельность регулирующего органа на основе многолетнего изучения лучших зарубежных практик и получения опыта их применения с учетом специфики реализации ядерной энергетической программы по российскому проекту. 

С 2014 г. Республика Беларусь принимает участие в работе Форума сотрудничества регуляторов (RCF), в рамках которого белорусский опыт развития регулирующей инфраструктуры неоднократно получал позитивные оценки со стороны Форума и рекомендовался в качестве успешного примера ее формирования другим странам-новичкам. 

В этой связи белорусский регулирующий орган готов предложить свои компетенции для передачи опыта странам-новичкам, которые собираются или уже реализуют первые ядерные энергетические программы по проектам сооружения АЭС российского дизайна по следующим направлениям. 


1. Создание регулирующего органа в стране, реализующей свою первую ядерную энергетическую программу: 

формирование структуры регулирующего органа; 

подготовка профилей должностей; 

подбор кадров; 

определение функций и полномочий; 

материальное обеспечение; 

создание системы подготовки кадров для регулирующего органа; 

развитие компетенций специалистов регулирующего органа; 

выполнение международных обязательств в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности. 

2. Регулирование – правовая сфера: 

формирование системы ядерного права: 

  политика в области ядерной и радиационной безопасности; 

  законы; 

  административные регламенты и процедуры, в т.ч. в части лицензионно-разрешительной и инспекционной деятельности, организационные требования к системе физической ядерной безопасности, включая исполнение требований Соглашения о гарантиях, Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок; 

  критерии, требования безопасности (нормы и правила); 

формирование системы требований к эксплуатирующей организации (лидерство, управление в целях безопасности), подходов к взаимодействию и ответственности на этапе сооружения; формирование подходов к использованию законодательства страны-поставщика технологий на этапе сооружения АЭС, в том числе в отношении правоприменения; 

формирование подходов к применению стандартов страны-поставщика технологий. 

3. Инспекции: 

выработка и внедрение подходов к организации надзора на разных этапах жизненного цикла ядерной установки (сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатация АЭС), выработка практического инструментария надзорной деятельности в соответствии с упомянутыми подходами; 

интеграция всех видов надзора (строительный, пожарный, промышленный, санитарно-гигиенический и др.) в формирование общего решения по исполнению требований ядерной и радиационной безопасности (формирование общего дела, учет, правоприменение); 

подготовка программ надзора, чек-листов по конкретным направлениям на всех этапах жизненного цикла ядерной установки; 

надзор за пределами площадки (изготовление оборудования, другие важные вопросы безопасности). 

4. Лицензирование и разрешительная деятельность: 

формирование предложений по процедуре на всех этапах жизненного цикла АЭС: последовательность, установление требований к документам, порядку организации взаимодействия со всеми заинтересованными, в том числе с учетом динамики процесса; 

формирование плана лицензирования, требований к эксплуатирующей организации; 

формирование перечня работ и услуг, лицензируемых видов деятельности; 

развитие нормативной основы для выдачи разрешений регулирующим органом; 

организация процедур лицензирования как процесса. 

5. Экспертиза безопасности, экспертные оценки: 

подготовка перечня компетенций, необходимых регулирующему органу для организации проведения экспертизы безопасности, приемки результатов проведения экспертизы; 

подготовка технических заданий на проведение экспертизы безопасности; 

подготовка технических заданий для оценки проектов технических решений, появляющихся в ходе сооружения АЭС; 

формирование запросов дополнительной информации; 

процесс проведения экспертизы безопасности; организация консультаций в рамках проведения экспертизы безопасности; 

определение перечня документов на соответствие процедуре экспертизы; 

проведение проверочных расчетов, в т.ч. вероятностного и детерминистического анализа безопасности с применением кодов и инструментов для оценок безопасности; 

организация процесса экспертизы с учетом имеющихся ресурсов регулирующего органа и внешних организаций; 

организация процесса получения консультативных услуг по экспертным оценкам. 

6. Научно-техническое сопровождение: 

определение сферы/потребности в экспертных компетенциях; 

формирование перечня организаций научно-технической поддержки с учетом компетенций, необходимых регулирующему органу для проведения экспертиз безопасности, оценок соответствия лицензиатов (соискателей лицензий) лицензионным требованиям и условиям, осуществления надзора; 

создание научно-технического центра в поддержку регулирующей деятельности; 

научное сопровождение – инициирование научных задач для системы научной и технической поддержки регулирующей деятельности в области ядерной и радиационной безопасности с учетом перспектив развития ядерных и радиационных технологий в стране в части идентификации новых вызовов, определения подлежащих развитию перспективных направлений и тематики научных исследований, развития законодательства и по другим вопросам; 

формирование системы управления знаниями, создание портала знаний как одного из инструментов управления знаниями, прочие инструменты автоматизации процессов. 

7. Аварийная готовность и реагирование

организация кризисного центра регулирующего органа, включая материально-техническое обеспечение, в том числе через реализацию проектов международной технической помощи (мобильная лаборатория, приборная база, программное обеспечение (коды) и т.д.); 

проведение инспекций в ходе противоаварийных тренировок и учений, организация совместных учений с кризисным центром регулятора; 

организация отработки технологий аварийного реагирования. 

8. Физическая ядерная безопасность, учет и контроль ядерного материала, источников ионизирующего излучения: 

содействие в подготовке регулирующих требований; 

взаимодействие с представителями МАГАТЭ, прибывающими на площадку в рамках контроля ядерного материала; 

организация государственного учета ядерного материала, источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов (программное обеспечение). 

9. Подготовка инфраструктуры для ОЯТ и РАО (по линии государственного регулирования и государственного управления):

подготовка стратегий в области обращения с РАО и ОЯТ; 

создание национального оператора по обращению с РАО; 

научно-методическое сопровождение деятельности по обращению с РАО и ОЯТ; 

обращение с РАО исторического наследия (объекты ядерного наследия). 

10. Организация деятельности регулятора: 

разработка политики, стратегии, концепции регулирования; 

формирование интегрированной системы управления регулирующего органа (определение основных процессов, установление требований к процессам и документированию системы управления, разработке инструментов управления, оценки и улучшения ИСУ регулирующего органа); 

формирование и функционирование внутренних структур регулирующего органа (рабочих групп, советов, комиссий); 

разработка процедур по формированию, поддержанию и оценке культуры безопасности в регулирующем органе; 

подготовка внутренних инструкций для инспекторов по соблюдению кодекса профессионального поведения, охране труда, организации профессиональной подготовки; 

внедрение и функционирование Интеллектуальной информационной системы сотрудника Госатомнадзора для обеспечения контроля (надзора) в области ядерной и радиационной безопасности, разработанной на основе свободного программного обеспечения. 

11. Международное сотрудничество: 

выполнение конвенционного инструментария, включая имплементацию в законодательство конвенционных требований; 

подготовка к проведению оценочных миссий МАГАТЭ; 

подготовка двусторонних и многосторонних соглашений и меморандумов; 

участие в проектах технического сотрудничества МАГАТЭ, программе ЕС INSC, а также многосторонних профессиональных форумах. 

12. Информационная деятельность:

подготовка и проведение общественных слушаний перед принятием важных регулирующих решений; 

взаимодействие с заинтересованными, в том числе с поднадзорными организациями для достижения единого понимания регулирующих требований; 

установление и поддержание различных каналов коммуникации с заинтересованными сторонами внутри страны и за рубежом, включая общественность и профессиональное сообщество; 

определение целевых групп и формирование информационных пакетов, адаптированных для их нужд; 

подготовка ежегодных обзоров состояния ядерной и радиационной безопасности; 

организация работы со СМИ, включая формирование группы спикеров и развитие у них соответствующих навыков; 

организация коммуникаций с коллегами. 

13. Культура безопасности:

развитие культуры безопасности в регулирующем органе; 

взаимодействие по обеспечению культуры безопасности в поднадзорных организациях. 

14. Проведение стресс-тестов по формату и регламенту ЕС (организация на этапе сооружения).

15. Радиационная безопасность и радиационная защита (регулирующие требования, взаимодействие с регулирующим органом в области здравоохранения и др.): 

обеспечение радиационной безопасности на этапах сооружения, ввода в эксплуатацию и эксплуатации АЭС; 

особенности надзорной деятельности за обеспечением радиационной безопасности в период проведения планово-предупредительных ремонтов; 

организация контроля за разработкой и выполнением программ радиационного контроля и радиационного мониторинга; 

контроль выбросов и сбросов радиоактивных веществ. 

16. Перевозки (лицензирование перевозки ядерных материалов (ядерного топлива), развитие нормативной базы, распределение ответственности.

Формат: 

рабочие встречи (семинары) – презентации + практическое участие в инспекциях на площадке, строящейся АЭС, инспекциях на заводах изготовителях; 

экспертные миссии – выезд на место для оказания помощи в составлении документов (например, программ инспекций (проверок), проектов НПА, инструкций, проектов технических заданий на экспертизу и т.д.); 

консультации по отдельным направлениям деятельности. 

Формы взаимодействия – договорные отношения с НТЦ ЯРБ на оказание услуг по научно-технической поддержке; по линии регулирующего органа – ВКС, командирование на площадку, принятие регулирующих органов на своей площадке.


Назад

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть