Экспертная поддержка странам-новичкам
С начала реализации первой ядерной энергетической программы Республика Беларусь успешно прошла все стадии формирования своей регулирующей инфраструктуры в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в соответствии с требованиями МАГАТЭ:
создан независимый регулирующий орган (Госатомнадзор);
в законодательстве определена новая отрасль – ядерное право;
определены законодательные рамки основных функций регулятора, сформированы и реализуются соответствующие процессы – лицензирование, инспекции, оценки безопасности;
сформирована нормативная правовая база, разработана и взаимоувязана система технических требований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
обеспечено участие в глобальном режиме ядерной безопасности, в т.ч. в рамках Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, Соглашения о гарантиях в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия;
сформирована система учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
сформированы системы повышения квалификации и оценки знаний специалистов, работающих в данной области;
сформирована система требований в части обращения с радиоактивными отходами;
создана система организаций научно-технической поддержки (ОТП) регулирующего органа;
установлены требования к интегрированной системе управления и культуре безопасности всех субъектов в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
определена политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
организована система информирования общественности и др.
Достижения страны в части создания регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности отмечены профильной миссией и пост миссией IRRS МАГАТЭ, которые состоялись в 2016 и 2021 гг., а также неоднократно обозначались на совещаниях договаривающихся сторон Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с радиоактивными отходами и о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом.
Уникальность накопленного белорусский стороной опыта заключается в комплексной адаптации как подходов страны-поставщика технологий Российской Федерации, так и подходов ЕС в национальное правовое поле и деятельность регулирующего органа на основе многолетнего изучения лучших зарубежных практик и получения опыта их применения с учетом специфики реализации ядерной энергетической программы по российскому проекту.
С 2014 г. Республика Беларусь принимает участие в работе Форума сотрудничества регуляторов (RCF), в рамках которого белорусский опыт развития регулирующей инфраструктуры неоднократно получал позитивные оценки со стороны Форума и рекомендовался в качестве успешного примера ее формирования другим странам-новичкам.
В этой связи белорусский регулирующий орган готов предложить свои компетенции для передачи опыта странам-новичкам, которые собираются или уже реализуют первые ядерные энергетические программы по проектам сооружения АЭС российского дизайна по следующим направлениям.
1. Создание регулирующего органа в стране, реализующей свою первую ядерную энергетическую программу:
формирование структуры регулирующего органа;
подготовка профилей должностей;
подбор кадров;
определение функций и полномочий;
материальное обеспечение;
создание системы подготовки кадров для регулирующего органа;
развитие компетенций специалистов регулирующего органа;
выполнение международных обязательств в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
2. Регулирование – правовая сфера:
формирование системы ядерного права:
политика в области ядерной и радиационной безопасности;
законы;
административные регламенты и процедуры, в т.ч. в части лицензионно-разрешительной и инспекционной деятельности, организационные требования к системе физической ядерной безопасности, включая исполнение требований Соглашения о гарантиях, Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок;
критерии, требования безопасности (нормы и правила);
формирование системы требований к эксплуатирующей организации (лидерство, управление в целях безопасности), подходов к взаимодействию и ответственности на этапе сооружения; формирование подходов к использованию законодательства страны-поставщика технологий на этапе сооружения АЭС, в том числе в отношении правоприменения;
формирование подходов к применению стандартов страны-поставщика технологий.
3. Инспекции:
выработка и внедрение подходов к организации надзора на разных этапах жизненного цикла ядерной установки (сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатация АЭС), выработка практического инструментария надзорной деятельности в соответствии с упомянутыми подходами;
интеграция всех видов надзора (строительный, пожарный, промышленный, санитарно-гигиенический и др.) в формирование общего решения по исполнению требований ядерной и радиационной безопасности (формирование общего дела, учет, правоприменение);
подготовка программ надзора, чек-листов по конкретным направлениям на всех этапах жизненного цикла ядерной установки;
надзор за пределами площадки (изготовление оборудования, другие важные вопросы безопасности).
4. Лицензирование и разрешительная деятельность:
формирование предложений по процедуре на всех этапах жизненного цикла АЭС: последовательность, установление требований к документам, порядку организации взаимодействия со всеми заинтересованными, в том числе с учетом динамики процесса;
формирование плана лицензирования, требований к эксплуатирующей организации;
формирование перечня работ и услуг, лицензируемых видов деятельности;
развитие нормативной основы для выдачи разрешений регулирующим органом;
организация процедур лицензирования как процесса.
5. Экспертиза безопасности, экспертные оценки:
подготовка перечня компетенций, необходимых регулирующему органу для организации проведения экспертизы безопасности, приемки результатов проведения экспертизы;
подготовка технических заданий на проведение экспертизы безопасности;
подготовка технических заданий для оценки проектов технических решений, появляющихся в ходе сооружения АЭС;
формирование запросов дополнительной информации;
процесс проведения экспертизы безопасности; организация консультаций в рамках проведения экспертизы безопасности;
определение перечня документов на соответствие процедуре экспертизы;
проведение проверочных расчетов, в т.ч. вероятностного и детерминистического анализа безопасности с применением кодов и инструментов для оценок безопасности;
организация процесса экспертизы с учетом имеющихся ресурсов регулирующего органа и внешних организаций;
организация процесса получения консультативных услуг по экспертным оценкам.
6. Научно-техническое сопровождение:
определение сферы/потребности в экспертных компетенциях;
формирование перечня организаций научно-технической поддержки с учетом компетенций, необходимых регулирующему органу для проведения экспертиз безопасности, оценок соответствия лицензиатов (соискателей лицензий) лицензионным требованиям и условиям, осуществления надзора;
создание научно-технического центра в поддержку регулирующей деятельности;
научное сопровождение – инициирование научных задач для системы научной и технической поддержки регулирующей деятельности в области ядерной и радиационной безопасности с учетом перспектив развития ядерных и радиационных технологий в стране в части идентификации новых вызовов, определения подлежащих развитию перспективных направлений и тематики научных исследований, развития законодательства и по другим вопросам;
формирование системы управления знаниями, создание портала знаний как одного из инструментов управления знаниями, прочие инструменты автоматизации процессов.
7. Аварийная готовность и реагирование
организация кризисного центра регулирующего органа, включая материально-техническое обеспечение, в том числе через реализацию проектов международной технической помощи (мобильная лаборатория, приборная база, программное обеспечение (коды) и т.д.);
проведение инспекций в ходе противоаварийных тренировок и учений, организация совместных учений с кризисным центром регулятора;
организация отработки технологий аварийного реагирования.
8. Физическая ядерная безопасность, учет и контроль ядерного материала, источников ионизирующего излучения:
содействие в подготовке регулирующих требований;
взаимодействие с представителями МАГАТЭ, прибывающими на площадку в рамках контроля ядерного материала;
организация государственного учета ядерного материала, источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов (программное обеспечение).
9. Подготовка инфраструктуры для ОЯТ и РАО (по линии государственного регулирования и государственного управления):
подготовка стратегий в области обращения с РАО и ОЯТ;
создание национального оператора по обращению с РАО;
научно-методическое сопровождение деятельности по обращению с РАО и ОЯТ;
обращение с РАО исторического наследия (объекты ядерного наследия).
10. Организация деятельности регулятора:
разработка политики, стратегии, концепции регулирования;
формирование интегрированной системы управления регулирующего органа (определение основных процессов, установление требований к процессам и документированию системы управления, разработке инструментов управления, оценки и улучшения ИСУ регулирующего органа);
формирование и функционирование внутренних структур регулирующего органа (рабочих групп, советов, комиссий);
разработка процедур по формированию, поддержанию и оценке культуры безопасности в регулирующем органе;
подготовка внутренних инструкций для инспекторов по соблюдению кодекса профессионального поведения, охране труда, организации профессиональной подготовки;
внедрение и функционирование Интеллектуальной информационной системы сотрудника Госатомнадзора для обеспечения контроля (надзора) в области ядерной и радиационной безопасности, разработанной на основе свободного программного обеспечения.
11. Международное сотрудничество:
выполнение конвенционного инструментария, включая имплементацию в законодательство конвенционных требований;
подготовка к проведению оценочных миссий МАГАТЭ;
подготовка двусторонних и многосторонних соглашений и меморандумов;
участие в проектах технического сотрудничества МАГАТЭ, программе ЕС INSC, а также многосторонних профессиональных форумах.
12. Информационная деятельность:
подготовка и проведение общественных слушаний перед принятием важных регулирующих решений;
взаимодействие с заинтересованными, в том числе с поднадзорными организациями для достижения единого понимания регулирующих требований;
установление и поддержание различных каналов коммуникации с заинтересованными сторонами внутри страны и за рубежом, включая общественность и профессиональное сообщество;
определение целевых групп и формирование информационных пакетов, адаптированных для их нужд;
подготовка ежегодных обзоров состояния ядерной и радиационной безопасности;
организация работы со СМИ, включая формирование группы спикеров и развитие у них соответствующих навыков;
организация коммуникаций с коллегами.
13. Культура безопасности:
развитие культуры безопасности в регулирующем органе;
взаимодействие по обеспечению культуры безопасности в поднадзорных организациях.
14. Проведение стресс-тестов по формату и регламенту ЕС (организация на этапе сооружения).
15. Радиационная безопасность и радиационная защита (регулирующие требования, взаимодействие с регулирующим органом в области здравоохранения и др.):
обеспечение радиационной безопасности на этапах сооружения, ввода в эксплуатацию и эксплуатации АЭС;
особенности надзорной деятельности за обеспечением радиационной безопасности в период проведения планово-предупредительных ремонтов;
организация контроля за разработкой и выполнением программ радиационного контроля и радиационного мониторинга;
контроль выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
16. Перевозки (лицензирование перевозки ядерных материалов (ядерного топлива), развитие нормативной базы, распределение ответственности.
Формат:
рабочие встречи (семинары) – презентации + практическое участие в инспекциях на площадке, строящейся АЭС, инспекциях на заводах изготовителях;
экспертные миссии – выезд на место для оказания помощи в составлении документов (например, программ инспекций (проверок), проектов НПА, инструкций, проектов технических заданий на экспертизу и т.д.);
консультации по отдельным направлениям деятельности.
Формы взаимодействия – договорные отношения с НТЦ ЯРБ на оказание услуг по научно-технической поддержке; по линии регулирующего органа – ВКС, командирование на площадку, принятие регулирующих органов на своей площадке.
Назад