Общие сведения о системе ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь
Систему ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь характеризуют:
- централизованная государственная политика (ее основы определяет Президент Республики Беларусь, он же принимает наиболее важные решения, например: о размещении, проектировании, сооружении, вводе в эксплуатацию, продлении срока эксплуатации, ограничении эксплуатационных характеристик и выводе из эксплуатации атомной электростанции или ее блока; о республиканском органе государственного управления или иной государственной организации, в ведении которых находится атомная электростанция и др.);
- безусловное выполнение требований МАГАТЭ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
- лицензирование деятельности, связанной с использованием атомной энергии и обращением источников ионизирующего излучения;
- строгий контроль и учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения;
- независимость государственного регулирования, контроля и надзора в области ядерной и радиационной безопасности от государственного управления в области использования атомной энергии, источников ионизирующего излучения.
Основные принципы
Деятельность по использованию атомной энергии в Республике Беларусь основывается на принципах:
- приоритета защиты жизни и здоровья настоящего и будущих поколений граждан, охраны окружающей среды перед всеми иными аспектами деятельности по использованию атомной энергии;
- обеспечения превышения выгод для граждан и общества от использования атомной энергии над вредом, который может быть причинен деятельностью по использованию атомной энергии;
- обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
- возмещения вреда, причиненного вредным воздействием ионизирующего излучения либо деятельностью по использованию атомной энергии;
- предоставления полной, достоверной и своевременной информации, связанной с деятельностью по использованию атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственные секреты, или не относится к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
- запрета на производство ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств.
Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности являются:
- принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
- принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;
- принцип оптимизации – поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
Ниже перечислены основные составляющие системы ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь.
Составляющие системы ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь
Правовая основа. В Беларуси с опорой на документы МАГАТЭ, Российской Федерации и других стран с развитой ядерной энергетикой создается национальная система нормативно-правового регулирования в сфере использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности, которая имеет иерархическую структуру, предусматривает подчинение требований документов более низкого уровня соответствующим требованиям документов высших иерархических уровней (имеет вид пирамиды). Подробности о ней смотри в разделе «Законодательство/Система нормативно-правового регулирования ядерной и радиационной безопасности».
Институциональная база. В 2007 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции» в Беларуси создан национальный регулятор в области ядерной и радиационной безопасности – Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям (Госатомнадзор). Помимо Госатомнадзора в обеспечение ядерной и радиационной безопасности вовлечен ряд других органов государственного управления и организаций. Их функции четко определены и зафиксированы в действующем законодательстве. Подробности смотри в разделе «Система ядерной и радиационной безопасности/Участники системы».
Система взаимодействия заинтересованных. С учетом большого числа вовлеченных в обеспечение ядерной и радиационной безопасности органов государственного управления и организаций одним из факторов, определяющих эффективность работы, становится их взаимодействие между собой, которое выстраивается исходя из опыта повседневной совместной деятельности. При необходимости система взаимодействия закрепляется документально. Например, с целью обеспечения ядерной и радиационной безопасности на этапе строительства АЭС принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1791 «О создании рабочей группы для координации осуществления государственного контроля (надзора) за строительством атомной электростанции», поскольку виды контроля (надзора), которые потребуются при сооружении АЭС, находятся в различных органах государственного управления, и создание межведомственной рабочей группы позволит его осуществлять более эффективно.
Назад