Регулирующая стратегия Госатомнадзора
Стратегия Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на 2021-2025 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) создан в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) для осуществления государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, отвечает за установление регулирующих требований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и контроль их соблюдения, несет ответственность за регулирующий контроль обеспечения эффективной защиты населения и территорий от ядерных угроз и рисков, а также от вредного воздействия ионизирующего излучения.
Госатомнадзор выполняет свои функции, направленные на достижение уровня ядерной и радиационной безопасности, соответствующего требованиям законодательства и стандартам безопасности МАГАТЭ, и достижением высокого уровня культуры безопасности в контексте строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации Белорусской АЭС.
Реализация стратегии Госатомнадзора осуществляется всеми участниками, ответственными за ее выполнение, путем обеспечения квалифицированного управления; эффективного сотрудничества; взаимопонимания; прозрачности; компетентности; внедрения в практику регулирования лучшего национального и международного опыта.
Стратегия выполняется посредством реализации текущих, среднесрочных, перспективных планов МЧС/Госатомнадзора и его структурных подразделений с учётом стратегий по отдельным видам деятельности.
Стратегия Госатомнадзора основывается на видении, миссии и ценностях.
ВИДЕНИЕ
Наше видение – содействовать своими регулирующими действиями достижению в Республике Беларусь уровня ядерной и радиационной безопасности, соответствующего требованиям действующего законодательства и лучшей международной практике.
МИССИЯ
Наша миссия – служить интересам защиты населения и территорий от ядерных угроз и рисков, а также от вредного воздействия ионизирующего излучения.
ЦЕННОСТИ
Компетентность
Наши сотрудники готовы к выполнению возложенных на них функций и задач, имеют все необходимые для этого знания и навыки. Наши утверждения и решения основаны на требованиях законодательства, а также на научно обоснованных и практически проверенных знаниях.
Сотрудничество
Наше сотрудничество с заинтересованными сторонами основано на партнерских взаимоотношениях, коллективном участии и взаимном доверии, а также на анализе и учёте их потребностей при принятии регулирующих решений.
Отношение к безопасности
Наша регулирующая деятельность ориентирована на формирование и повышение культуры ядерной и радиационной безопасности и включает взвешенный подход и обмен мнениями, направленными на обеспечение и повышение безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии и источников ионизирующего излучения (ИИИ).
Наша регулирующая деятельность ориентирована на обеспечение приоритета ядерной и радиационной безопасности и создания необходимых условий, при которых гарантируется защита населения и окружающей среды. Приверженность безопасности отражена в деятельности посредством критического отношения, скрупулезного подхода к выполнению своих обязанностей, коммуникации с заинтересованными сторонами, ответственности и осознании способности влиять на безопасность.
Ответственность
Мы понимаем и принимаем роль и ответственность за регулирующую деятельность в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Прозрачность
Наша деятельность прозрачна и открыта для заинтересованных сторон.
Эффективное сотрудничество
Мы стремимся к эффективному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами, взаимопониманию с лицензиатами, к развитию внутренних компетенций и созданию необходимых для этого условий, постоянному совершенствованию своей деятельности.
ГЛАВА 2
РОЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСАТОМНАДЗОРА
Наши роль, обязательства заключаются в гарантировании осуществления государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и участие в реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Мы осуществляем регулирующую деятельность по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в отношении объектов использования атомной энергии на всех этапах их жизненного цикла, обращения с источниками ионизирующего излучения, радиоактивными отходами и ядерными материалами.
Основной целью является обеспечение ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь.
Основными функциями являются:
разработка нормативной и методической базы;
разрешительная деятельность;
оценка безопасности объектов и видов деятельности;
организация и осуществление государственного надзора;
правоприменение;
коммуникации и консультации с заинтересованными сторонами;
выполнение международных обязательств;
информирование общественности.
Поддерживающими функциями являются:
Административные функции, обеспечивающие повседневную деятельность (общее управление, управление людскими ресурсами, финансовое управление, функции администрирования компьютеров и данных, управление знаниями и пр.).
Технические функции, непосредственно связанные с эффективным осуществлением и выполнением основных регулирующих функций (правовая поддержка, исследования и разработки, функции консультативных комитетов, внешняя экспертная поддержка, связь с другими правительственными организациями, международное сотрудничество и помощь и пр.).
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСАТОМНАДЗОРА
Для достижения поставленной цели и исполнения функций Госатомнадзор выполняет следующие основные задачи:
государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
контроль за выполнением лицензионных требований и условий осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
участие в реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
участие в организации проведения научной деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
создание эффективной научно-технической поддержки в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
гармонизация нормативной правовой базы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности с учетом рекомендаций МАГАТЭ, нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов Российской Федерации и других государств с развитой ядерной энергетикой.
ГЛАВА 4
ЦЕЛИ, ВЫЗОВЫ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
4.1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Совершенствование законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности с учетом международных рекомендаций МАГАТЭ, в том числе миссий Агентства, нормативных актов Российской Федерации и правоприменительной практики других государств с развитой ядерной энергетикой и национального опыта регулирования в данной сфере деятельности.
Вызовы.
Развитие ядерного права.
Установление самостоятельной отрасли законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Дальнейшее укрепление национальной технической правовой базы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Определение перечня первоочередных востребованных на практике норм и правил, а также руководств по ядерной и радиационной безопасности.
Планирование подготовки нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, и своевременное выполнение намеченных планов.
Проведение правового мониторинга правоприменительной деятельности в области обеспечения ядерной и радиационного безопасности.
Исполнение международных обязательств Республики Беларусь и максимальный учет рекомендаций МАГАТЭ, в том числе сформулированных по итогам проведенных в стране миссий.
Привлечение научного потенциала в процесс подготовки проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
Разработка законопроекта о регулировании безопасности при использовании атомной энергии.
Обеспечение принятия Национальной политики Республики Беларусь в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
4.2. ЛИЦЕНЗИОННАЯ И ИНАЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Проведение лицензионной и другой разрешительной деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения в соответствии с текущими вызовами и лучшей международной практикой.
Вызовы.
Организация лицензионного процесса на этапах завершения строительства, ввода в эксплуатацию и безопасной эксплуатации Белорусской АЭС.
Необходимость в наращивании ресурсов, компетентности, инструментов и методической базы регулирующего органа (РО) для осуществления разрешительной деятельности.
Рост технического прогресса и появление на рынке новых технологий с применением ионизирующего излучения и (или) новых типов источников ионизирующего излучения.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Совершенствование процесса лицензирования и осуществления административных процедур, в том числе путем разработки и внедрения программного обеспечения для упрощения и ускорения процессов разрешительной деятельности.
Совершенствование взаимодействия Госатомнадзора с Госпромнадзором и другими заинтересованными структурами в целях обеспечения безопасности перевозки опасных грузов.
Дальнейшее совершенствование мероприятий по выдаче работникам (персоналу) эксплуатирующих организаций разрешений на право выполнения работ при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии (в том числе проверке знаний нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности).
4.3. ЭКСПЕРТИЗА, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Проведение экспертизы, оценки и анализа безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения в соответствии с текущими вызовами и лучшей международной практикой.
Вызовы.
Завершение строительства, введение в эксплуатацию и безопасная эксплуатация Белорусской АЭС.
Необходимость наращивания ресурсов, компетентности, инструментов и методической базы РО для осуществления разрешительной деятельности.
Рост технического прогресса и появление на рынке новых технологий.
Необходимость повышения компетенций лиц, проводящих оценку безопасности документов заявителей на получение лицензии в области использования источников ионизирующего излучения, включая заключения экспертизы безопасности в области использования источников ионизирующего излучения;
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Повышение компетентности лиц, проводящих оценку безопасности документов заявителей на получение лицензии в области использования источников ионизирующего излучения, включая заключения экспертизы безопасности в области использования источников ионизирующего излучения, в том числе посредством накопления технических знаний о современных технологиях, а также лучших международных практиках.
4.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕЛОРУССКОЙ АЭС
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Эффективное осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении Белорусской АЭС на основе признанных международных подходов в условиях ограниченных ресурсов.
Формирование задела на последующий цикл стратегического планирования.
Вызовы.
Необходимость осуществления надзорных мероприятий в условиях одномоментности нескольких жизненных циклов ядерных установок Белорусской АЭС – эксплуатации блока №1 и ввода в эксплуатацию блока №2, предполагающих разные модели организации контрольно-надзорной деятельности.
Ограниченность ресурсов – недостаток квалифицированных кадров.
Недостаток компетенций и ограниченные возможности по их наращиванию.
Ограниченная нормативная база регулирующих требований для осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Задачи на ближайшую перспективу (2021–2022 гг.):
разработка программы контрольно-надзорной деятельности на этапе эксплуатации блоков АЭС;
формирование тематических направлений надзора и выделение тематических подразделений (ответственных лиц) за такие направления на этапе эксплуатации блоков;
изменение подхода в контрольно-надзорной деятельности в части преимущественной оценке деятельности эксплуатирующей организации в контексте допускаемых (в том числе субподрядными организациями) нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов (НПА, ТНПА);
объединение лицензионного контроля и контроля (надзора) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
организация такой модели дифференцированного подхода к планированию контрольно-надзорных мероприятий, которая позволит обеспечить контроль в отношении работ по вводу блока №2 в эксплуатацию наряду с контролем работ по эксплуатации блока №1.
Задачи на среднесрочную перспективу (2023–2024 гг.):
разработка и внедрение системы риск-ориентированного подхода к планированию и осуществлению мероприятий в рамках регулирующего надзора в целом (включая контрольно-надзорные мероприятия (инспекционную деятельность) и деятельность по периодической оценке безопасности);
разработка и внедрение инструментов оценки эффективности систем управления для обеспечения безопасности лицензиатов;
разработка и внедрение инструментов оценки уровня культуры безопасности лицензиатов в области использования атомной энергии, а также лидерства по безопасности руководителей таких лицензиатов;
Задачи на перспективу (2025 год и далее):
формирование условий для перехода от предписывающей (устанавливающей требования к устранению конкретных нарушений) модели надзорной деятельности к описательной (устанавливающей цели/уровни безопасности).
4.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ (ИИИ)
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Соответствие форм и методов осуществления государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности источников ионизирующего излучения текущим вызовам и лучшей международной практике.
Вызовы.
Рост технического прогресса и появление на рынке новых технологий с применением ионизирующего излучения и (или) новых типов ИИИ.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Повышение эффективности системы надзора в области обеспечения радиационной безопасности источников ионизирующего излучения, в том числе посредством:
практического внедрения нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области обеспечения радиационной безопасности, разработанных в рамках реализации Закона Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности», вступившего в силу 27 июня 2020 года;
расширения и углубления взаимодействия с заинтересованными государственными органами в рамках решения проблемных вопросов, выявляемых в ходе надзорной и профилактической работы Госатомнадзора в отношении подведомственных этим государственным органам проверяемым субъектам.
4.6. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Совершенствование правоприменительной деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вызовы.
Укрепление эффективности административно-процессуального регулирования по вопросам применения мер административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Разработка и совершенствование методической базы, разработка форм документов для текущих правоприменительных действий с учетом имеющегося опыта.
4.7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К РЕАГИРОВАНИЮ
НА ЯДЕРНЫЕ И РАДИАЦИОННЫЕ АВАРИИ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Обеспечение готовности к реагированию на
ядерные
и радиационные аварии на всех уровнях в
рамках функционирования Государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны с учётом ввоза свежего ядерного
топлива и эксплуатации Белорусской АЭС.
Вызовы.
Изменение ситуации по потенциальным аварийным угрозам.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Организация и проведение совместно со
всеми заинтересованными комплекса мероприятий по совершенствованию
функционирования Государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Республики Беларусь в
сфере ядерной
и радиационной безопасности.
Организация и проведение со всеми заинтересованными учений различного уровня и характера по вопросам ядерной и радиационной безопасности в рамках функционирования Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Республики Беларусь.
Завершение оснащения Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Госатомнадзора необходимым оборудованием и программными средствами, а также организация взаимодействия с ситуационными кризисными центрами (СКЦ) иных государственных организаций.
Совершенствование существующей схемы обмена оперативной информации между ИАЦ, СКЦ и Белорусской АЭС. Реализация разработанной Дорожной карты по обеспечению передачи данных заинтересованным.
4.8. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СФЕРА
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Выполнение в полном объеме функций РО по информированию белорусской и международной общественности и профессионального сообщества о состоянии безопасности радиационных объектов, ядерных установок, объектов атомной энергетики.
Вызовы.
Необходимость учета в информационной деятельности:
предстоящего перехода к новому этапу реализации первой белорусской ядерной энергетической программы – вводу в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации энергоблоков Белорусской АЭС, который потребует соответствующих изменений в информационной работе с акцентом на вопросах обеспечения безопасной эксплуатации энергоблоков Белорусской АЭС;
прогресса в достижении цели и решении задач действующей Информационно-коммуникационной стратегии (принята в 2016 году и рассчитана до 2020 года);
проведенных в 2019 и 2020 годах преобразований структуры Госатомнадзора, в том числе затрагивающих работников, вовлеченных в информационную деятельность;
разработанного и утвержденного начальником Госатомнадзора процесса ИСУ Госатомнадзора «Внешние коммуникации и информирование общественности»;
практики и результатов осуществления информационной деятельности в 2016-2020 годах;
прогресса в развитии информационно-коммуникационных технологий и степени их проникновения;
изменения предпочитаемых основными целевыми аудиториями каналов получения информации;
изданных после 2016 года нормативных правовых актов, затрагивающих информационную деятельность в целом в стране и Госатомнадзора в частности, включая созданную в 2019 году нормативную правовую базу по вопросу организации и проведения общественных слушаний перед принятием важных решений РО.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Актуализация и последующая реализация Информационно-коммуникационной стратегии Госатомнадзора.
4.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ (РАО)
И ОТРАБОТАВШИМ ЯДЕРНЫМ ТОПЛИВОМ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Повышение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Вызовы.
Дальнейшее совершенствование законодательства и регулирующей системы в области обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Решение вопросов безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами в свете завершения строительства, введения в эксплуатацию и эксплуатации Белорусской АЭС, подготовке и сооружению пункта захоронения радиоактивных отходов.
Контроль за проведением работ, направленных на повышение безопасности спецпредприятия по обращению с радиоактивными отходами УП «Экорес», путем изъятия и кондиционирования радиоактивных отходов из старых хранилищ.
Дальнейшее развитие кадрового потенциала для осуществления регулирующих функций в области обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Реализовать положение Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности» в части определения органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, разработать государственную стратегию обращения с радиоактивными отходами.
Обеспечить контроль за реализацией Стратегии обращения с радиоактивными отходами Белорусской атомной электростанции, а также Стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом Белорусской атомной электростанции.
Продолжить реализацию положений Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также рекомендаций в ходе очередных совещаний по рассмотрению ее выполнения.
Обеспечить реализацию рекомендаций и предложений, состоявшихся в стране миссий МАГАТЭ, а также изучение и внедрение лучшего международного опыта в рамках проектов международного сотрудничества.
4.10. УЧЕТ
И КОНТРОЛЬ
ЯДЕРНЫХ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Совершенствование
системы учета и контроля ядерных
и радиоактивных материалов.
Вызовы.
Несовершенство правового регулирования и контрольно-надзорной деятельности в сфере учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов.
Наличие на хранении у поднадзорных организаций оборудования с содержанием ядерным материалом в малых количествах, использование в хозяйственной и экономической деятельности которых не предполагается (пожарные извещатели дыма, отдельные геофизические и навигационные устройства и т.д.).
Создание и поддержание функционирования на ГП «Белорусская АЭС», а также поддержание функционирования на ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны» и УП «Экорес» систем учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов, отвечающих требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь и позволяющих эффективно выполнять международные обязательства Республики Беларусь по Соглашению о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия.
Недостаточность ресурсов, компетентности, инструментов и методической базы РО для осуществления регулирования вопросов по учету и контролю ядерных и радиоактивных материалов.
Выполнение рекомендаций, полученных от экспертов МАГАТЭ по итогам проведенной в 2019 году миссии по вопросам государственной системы учета и контроля ядерных материалов в Республике Беларусь (ISSAS).
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Актуализация действующих и разработка соответствующих новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, включающих вопросы учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов.
Осуществление мероприятий, направленных на сохранение административной процедуры по государственной регистрации/снятие с учета источников ионизирующего излучения.
Внедрение в надзорную практику требований новых нормативно-правовых актов, разработанных по направлению учета и контроля ядерных материалов (постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.02.2019 № 26; постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 № 16).
Повышение квалификации/компетентности сотрудников Госатомнадзора по вопросам осуществления регулирования в сфере учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов всеми доступными методами.
Актуализация документов по Соглашению о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия (дополнительные положения к Соглашению о гарантиях, обновление и сопровождение согласования с МАГАТЭ Положений по установкам, Информации о конструкции по зонам баланса материала BY-B ГП «Белорусская АЭС», BY-A ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны», BY-E УП «Экорес».
Совершенствование:
порядка организации учета и дальнейшей передачи на долговременное хранение на спецпредприятие УП «Экорес» имеющихся у поднадзорных организаций неиспользуемого в хозяйственной и экономической деятельности оборудования, содержащего ядерный материал в малых количествах;
процесса осуществления мониторинга и контрольно-проверочных мероприятий на поднадзорных объектах (ГП «Белорусская АЭС», ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны» УП «Экорес», и т.д.);
технического оснащения Госатомнадзора для использования при осуществлении мониторинга и контрольно-проверочных мероприятий на поднадзорных объектах (приобретение приборов по определению обогащения и изотопного состава вещества, дополнительных средств вычислительной техники и т.д.);
автоматизированной системы учета ядерных материалов;
механизмов выполнения международных обязательств по Соглашению о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия.
Участие в рамках компетенции в реализации мероприятий МАГАТЭ, зарубежных партнеров белорусской стороны и проектов международной технической помощи по вопросам учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов.
4.11. ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Совершенствование системы физической защиты объектов использования атомной энергии.
Вызовы.
Завершение строительства, введение в эксплуатацию и безопасная эксплуатация Белорусской АЭС (ввод в эксплуатацию системы физической защиты).
Проведение консультативной миссии МАГАТЭ по вопросам физической защиты (миссии IPPAS).
Изменение угроз, нарастание террористической активности, появление атак кибернетического характера, изменение подходов в международном сообществе к обеспечению физической защиты объектов использования атомной энергии.
Недостаточность ресурсов, компетентности, инструментов и методической базы РО для осуществления регулирования вопросов по физической защите.
Дальнейшее выполнение положений Конвенции о физической защите ядерного материала, а также рекомендаций МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов и установок (имплементация рекомендаций МАГАТЭ в национальное законодательство).
Ратификация (при необходимости, а также при наличии рекомендаций МАГАТЭ) Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Анализ национальной нормативно-правовой базы и практической деятельности в Республике Беларусь на предмет соответствия стандартам (рекомендациям) МАГАТЭ по обеспечению физической защиты объектов использования атомной энергии.
Актуализация действующих и разработка соответствующих новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, по организации и обеспечению физической защиты объектов использования атомной энергии.
Организация подготовки и проведения в Республике Беларусь консультативной миссии МАГАТЭ IPPAS по вопросам физической защиты (согласование сроков, организация и проведение самооценки, проведение предмиссии и т.д.).
Создание белорусского Компетентного органа по вопросам физической защите объектов использования ядерной энергии (при необходимости).
Участие в пересмотре рекомендаций МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов и установок (INFCIRC/225/Rev.5) с дальнейшим направлением предложений в Секретариат МАГАТЭ.
Совершенствование/модернизация (при необходимости, с учетом анализа уязвимости и оценки эффективности системы физической защиты объектов: ГП «Белорусская АЭС», ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны», УП «Экорес») системы физической защиты.
Разработка проекта Закона Республики Беларусь о ратификации Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала (при необходимости).
Повышение квалификации/компетентности РО по вопросам осуществления регулирования в сфере физической защиты объектов использования атомной энергии.
Участие в рамках компетенции в реализации мероприятий МАГАТЭ, зарубежных партнеров белорусской стороны и проектов Международной технической помощи по вопросам физической защиты объектов использования атомной энергии.
4.12. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Обеспечение эффективного научно-технического сопровождения функционирования государственного регулирования в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вызовы.
Необходимость иметь компетентную и независимую научно-техническую поддержку для оценки и анализа безопасности Белорусской АЭС.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Организация и совершенствование деятельности Государственного научного технического учреждения «Центр по ядерной и радиационной безопасности» (НТЦ ЯРБ).
Вступление НТЦ ЯРБ в Европейскую сеть организаций по технической безопасности ETSON.
Заключение с организациями научно-технической поддержки, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 991 «Об оказании научно-технической поддержки Министерству по чрезвычайным ситуациям в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности», соглашений, в рамках которых будет осуществляться научно-техническая поддержка Госатомнадзору в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Наращивание кадрового, научного и экспертного потенциала в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Повышение компетенций кадрового и научного потенциала НТЦ ЯРБ, а также экспертного потенциала организаций научно-технической поддержки в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Аккумулирование накопленного опыта и научных наработок в области предотвращения, преодоления, ликвидации радиационных, ядерных аварий и инцидентов. Формирование на базе НТЦ ЯРБ портала знаний.
Разработка и реализация программы Союзного государства «Совершенствование подходов к аварийной готовности, аварийному реагированию и регулированию безопасности при использовании атомной энергии» в рамках которой будут реализовываться научные задания в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Разработка и реализация в рамках Государственной программы «Наукоемкие технологии и техника» на 2021 – 2025 годы мероприятий подпрограммы «Научное обеспечение эффективной и безопасной работы Белорусской атомной электростанции и перспективных направлений развития атомной энергетики».
Планирование, организационное сопровождение разработки технических нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обеспечение деятельности научно-технического экспертного совета в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Организация разработки национальных или переработки действующих на территории Российской Федерации технических нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (в том числе руководств по безопасности). Формирование и наполнение логически взаимоувязанного, структурированного и иерархически выстроенного по направлениям банка технических нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
4.13. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Кадровая политика является неотъемлемой частью политики Госатомнадзора и заключается в обеспечении Госатомнадзора достаточной численностью компетентных и квалифицированных работников для эффективного и действенного осуществления функций Госатомнадзора в соответствии с требованиями законодательства.
Управление компетентностью в рамках интегрированной системы управления обеспечивает достаточную устойчивость в случае кадровых изменений (увольнение компетентных специалистов в связи с выходом на пенсию, переходом на другую работу и т.д.) и включает в себя основные направления:
подбор и планирование людских ресурсов с учетом потребностей в компетенциях;
профессиональная подготовка и развитие работников Госатомнадзора;
управление внешней экспертной поддержкой в рамках созданной системы организаций научно-технической поддержки регулирующей деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
накопление знаний, имеющих значение для эффективного и действенного осуществления регулирующих функций, и управление ими для обеспечения своевременной доступности нужной работникам Госатомнадзора информации при выполнении ими деятельности для поддержки в принятии решений.
Госатомнадзор является заинтересованной стороной в лучших выпускниках 4 профильных высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.
Вызовы.
Привлечение и удержание подготовленного высококвалифицированного персонала для осуществления регулирующей деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Наращивание опыта регулирующей деятельности при эксплуатации объекта использования атомной энергии.
Развития кадрового потенциала организаций, оказывающих научно-техническую поддержку регулирующей деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Продолжить комплексное кадровое планирование, прогнозирование и проектирование организационно-штатной структуры Госатомнадзора, прогнозирование потребности в кадрах необходимой компетенции.
Внедрить новые методы работы с резервом кадров, формируемого с обеспечением прозрачности и обоснованности выдвижения кандидатов на занятие руководящих должностей.
Внедрить ротационные механизмы в Госатомнадзоре, в том числе с использованием потенциала системы организаций научно-технической поддержки регулирующей деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Продолжить применение индивидуализированного подхода к развитию профессиональных компетенций работников, направленного на приобретение и непрерывное совершенствование работниками знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, и стремиться к их соответствию международным требованиям, привлекая необходимые средства, международный опыт, применяя лучшие практики на основе долгосрочных программ профессиональной подготовки, вовлекая в регулирующую деятельность и заинтересовывая в долгосрочном сотрудничестве качественно подготовленных специалистов, с учетом:
приоритета обучения работников Госатомнадзора, сфера деятельности которых включает проведение анализа и оценки безопасности, осуществление государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
особого внимания к организации практической подготовки, позволяющей приобрести навыки, необходимые для осуществления деятельности согласно должностным инструкциям,
формализации и внедрения процедуры наставничества.
Обеспечить внедрение действенных механизмов:
мотивации (материальной и нематериальной) и адаптации вновь принятых работников Госатомнадзора для стимулирования вовлеченности в деятельность и удовлетворенности работников результатами своей работы;
закрепления на рабочих местах как молодых специалистов, имеющих профильное образование, так и высококвалифицированных работников, имеющих соответствующий практический опыт деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, связанный с государственным надзором на объектах использования атомной энергии или источников ионизирующего излучения, организацией проведения экспертизы безопасности и т.п.
Продолжить формирование и поддержание благоприятного микроклимата в Госатомнадзоре для успешного взаимодействия и передачи информации между работниками различных структурных подразделений, распространения и передачи явных и неявных знаний, применение открытых подходов к сообщениям о происходящих инцидентах, иных событиях и обмену информацией о путях их решения.
Обеспечить развитие внутренней информационной инфраструктуры, позволяющей распространять и реализовывать накопленный опыт и актуальную информацию в области регулирования ядерной и радиационной безопасности, с целью создания возможности обмена информацией и знаниями, в том числе в рамках управления знаниями на национальном уровне.
Продолжить:
формирование и поддержание в актуальном состоянии экспертного потенциала, используемого при регулировании деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
координацию повышения квалификации экспертов и работников организаций научно-технической поддержки регулирующей деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, оценку результатов их деятельности при оказании научно-технической поддержки.
Обеспечить на системной основе взаимодействие с профильными ВУЗами, в том числе:
продолжить проведение профессионально-ориентационной работы (дни открытых дверей; ежегодные информационные встречи с работниками Госатомнадзора по вопросам текущего развития регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь; конкурсы по регулирующей тематике; производственная и преддипломная практика в Госатомнадзоре и организациях научно-технической поддержки регулирующей деятельности);
совместно участвовать (в случае необходимости – инициировать) в совершенствовании образовательных программ, учебно-методических материалов по специальностям, связанным с подготовкой специалистов в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.
В рамках развития кадрового потенциала Госатомнадзора развивать сотрудничество с учреждениями образования, входящими в систему организаций научно-технической поддержки регулирующей деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, по вопросам:
разработки образовательных программ и унифицированных учебно-методических материалов, дающих возможность их использования, как для дополнительного профессионального образования работников Госатомнадзора и ОТП, так и для основного высшего профессионального образования (при обучении студентов в высших учебных заведениях);
создания на базе одного из учреждений курсов повышения квалификации по вопросам регулирования ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения для специалистов Госатомнадзора, а также организаций научно-технической поддержки регулирующей деятельности.
4.14. ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (ИСУ) ГОСАТОМНАДЗОРА
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Интегрированная система управления Госатомнадзора (далее – ИСУ Госатомнадзора) разработана в соответствии с задачами и функциями Департамента, определенными требованиями законодательства, для:
обеспечения эффективного выполнения функций по регулированию ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также ожиданиями и требованиями, установленными международными конвенциями, стандартами и директивами к деятельности регулирующего органа в данной области, принимая во внимание основополагающие принципы безопасности;
поддержания и улучшения деятельности Госатомнадзора (и его организаций научно-технической поддержки) посредством планирования и оценки, создания надежной основы к устойчивому развитию, при этом самооценка является важным механизмом, который используется Госатомнадзором для улучшения регулирующей деятельности;
развития культуры безопасности.
Задача РО заключается в обеспечении надзора за безопасностью, главная ответственность за безопасность остается за лицензиатом, тем не менее, РО несет значительную ответственность за то, чтобы лицензиат достиг своей главной цели – обеспечения безопасности ядерных установок и источников ионизирующего излучения.
Госатомнадзором проводится политика приоритетности безопасности, включающая, в том числе, деятельность по формированию и поддержанию культуры безопасности, направленную на:
обеспечение понимания каждым работником Госатомнадзора (и его организаций научно-технической поддержки) влияния его деятельности на безопасность, принятие персональной ответственности за качественное выполнение возложенных обязанностей по вопросам безопасности, а также понимание последствий, к которым может привести несоблюдение или некачественное выполнение организациями, поднадзорными Госатомнадзору, требований по обеспечению безопасности;
поощрение конструктивной и критической позиции работников к осуществляемой ими деятельности;
установление системы мотивации, которая стимулирует открытость в обсуждении вопросов безопасности и не располагает к сокрытию ошибок в своей работе;
повышение качества документации Госатомнадзора и качества ведения записей, хранение документированной информации, накопление и обмен знаниями и опытом с целью будущего развития и повышения культуры безопасности.
Важную роль в установлении и поддержании высокого уровня культуры безопасности играет руководство и работники Госатомнадзора, демонстрируя свою приверженность безопасности, уделяя внимание регулярному рассмотрению влияющих на безопасность процессов, проявляя прямой интерес к наиболее значимым вопросам ядерной и радиационной безопасности.
В рамках указанной деятельности разработан и применяется Кодекс профессионального поведения работника Госатомнадзора, представляющий собой свод общих принципов служебной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться работники Госатомнадзора при исполнении служебных обязанностей в целях добросовестного, качественного, эффективного и на высоком профессиональном уровне выполнения ими своей профессиональной деятельности и содействия укреплению имиджа Госатомнадзора.
Вызовы.
Документы ИСУ разрабатывались работниками Госатомнадзора и внедрялся процессный подход в деятельность Госатомнадзора с 2016 по 2020 годы в условиях интенсивной работы с учетом сооружения первой АЭС и изменяющегося законодательства. При разработке использовались в качестве рекомендаций:
СТБ ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»;
Общие требования безопасности МАГАТЭ GSR Part 2 «Лидерство и менеджмент для обеспечения безопасности»;
Требования безопасности МАГАТЭ GSG-12 «Организации, управление и кадровое обеспечение регулирующего органа для обеспечения безопасности».
Текущая работа по интеграции системы управления объединяет области обеспечения качества (ИСО 9001-2015), ядерной и радиационной безопасности (GSR Part 2, GSG-12), охраны труда (СТБ 18001-2009), информационной безопасности (СТБ ISO/IEC 27001). В 2018 году принят стандарт ISO 30401:2018 «Системы управления знаниями. Требования», уделяющий основное внимание тем способам, при помощи которых организации создают и используют знания, и рекомендованный МАГАТЭ для применения.
В этой связи с учетом перехода от этапа разработки ИСУ к ее реализации важно продолжить:
реализацию процессов ИСУ на плановой и системной основе, оценку и повышение эффективности и результативности регулирующей деятельности с учетом аспектов лидерства и культуры безопасности;
вовлечение всех работников Госатомнадзора в применение требований ИСУ и ее отдельных процессов, постоянное улучшение,
представлять новые практики по отдельным процессам ИСУ (с учетом дифференцированного подхода в соответствии со значимостью и сложностью процессов) путем проведения тренингов, брифингов и т.п.
проведение аудитов для выявления и исправления любых ранних признаков трудностей, связанных с реализацией отдельных процессов и ИСУ в целом.
Роль руководителей процессов ИСУ, как лиц, обладающих большими знаниями о процессе, чем остальные работники, и занимающих главную роль в его реализации, должна быть усилена. На этом этапе руководители процессов получают обратную связь от работников Госатомнадзора о степени соответствия процессов требованиям, удобства использования и доступности процессов.
Госатомнадзор полагает необходимым дальнейшее поддержание и совершенствование культуры безопасности при осуществлении государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Постоянно совершенствовать и повышать результативность ИСУ Госатомнадзора на основе ее регулярной оценки для повышения эффективности регулирующей деятельности, объединяющей все аспекты деятельности, обеспечить вовлечение всех работников Госатомнадзора в применение требований ИСУ и ее отдельных процессов, постоянное улучшение.
Уделить особое внимание регулирующим процессам, применению дифференцированного подхода, а также поддержанию культуры безопасности путем развития и укрепления лидерства, поощрения открытой позиции и критического подхода со стороны отдельных лиц и групп.
Стремиться соответствовать требованиям в области обеспечения качества (ИСО 9001-2015), ядерной и радиационной безопасности (GSR Part 2, GSG-12), охраны труда (СТБ 18001-2009), информационной безопасности (СТБ ISO/IEC 27001), управления знаниями (ISO 30401:2018).
Постоянно совершенствовать и повышать результативность проведения внутренних аудитов для выявления и исправления любых ранних признаков трудностей, связанных с реализацией отдельных процессов и ИСУ в целом.
Обеспечить дальнейшее поддержание и совершенствование культуры безопасности при осуществлении государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения путем:
совершенствования системы административного управления с четким распределением полномочий и обязанностей;
профессиональной подготовки работников Госатомнадзора, руководителей всех уровней с акцентом на приоритет безопасности и поощрения у них постоянного самосовершенствования, с целью формирования будущих руководителей, уделяющих особое внимание вопросам безопасности, для обеспечения преемственности;
обеспечения единого понимания ключевых аспектов культуры безопасности и развития критической позиции на всех уровнях Госатомнадзора (и его организаций научно-технической поддержки), стимулирования и поощрения приверженности безопасности у работников Госатомнадзора и работников организаций научно-технической поддержки;
поддержания атмосферы доверия, открытости обсуждения по вопросам, связанным с безопасностью в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, успешного взаимодействия и передачи информации между работниками различных структурных подразделений, распространения и передачи знаний, применение открытых подходов к сообщениям о происходящих инцидентах, иных событиях и обмену информацией о путях их решения,
развития системы нормативного правового регулирования безопасности на основе систематического анализа применения требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения с учетом мнения граждан и экспертного сообщества, изучения и внедрения лучших международных практик в указанной области;
совершенствования разрешительной (лицензионной) деятельности;
совершенствования риск-ориентированного подхода в контрольной (надзорной) деятельности;
содействия поднадзорным Госатомнадзору организациям в повышении культуры безопасности и ее оценке;
проведения самооценок культуры безопасности и анализа их результатов с целью определения приоритетных направлений поддержания и развития культуры безопасности в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения.
Обеспечить автоматизацию деятельности (процессов ИСУ), уделяя первоочередное внимание регулирующим процессам, позволяющую распространять и реализовывать накопленный опыт и актуальную информацию в области регулирования ядерной и радиационной безопасности, с целью создания возможности обмена информацией и знаниями, в том числе в рамках управления знаниями на национальном уровне.
В целях развития и поддержания конструктивного диалога между Госатомнадзором и заинтересованными сторонами для достижения общего понимания вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности, роли и функций регулирующего органа, развития культуры безопасности в ядерной сфере проводить на системной основе совместные мероприятия с системой организаций научно-технической поддержки регулирующей деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (в том числе проведение мониторингов (самооценок) деятельности указанных организаций), организациями, поднадзорными Госатомнадзору.
4.15. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель (ожидаемые результаты совершенствования).
Выполнение в полном объеме международных обязательств Республики Беларусь, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности.
Взаимовыгодное международное сотрудничество в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вызовы.
Госатомнадзором обеспечивается масштабное международное сотрудничество по вопросам развития инфраструктуры регулирования ядерной и радиационной безопасности и ее компонентов. В настоящее время Госатомнадзором осуществляется:
выполнение международных обязательств Республики Беларусь в рамках Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, Соглашения между Республикой Беларусь и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия от 31 августа 1995 г.;
подготовка, проведение и внедрение результатов международных оценочных миссий (миссии МАГАТЭ – IRRS 2016, EPREV 2018, ISSAS 2019, INIR-3 2020); взаимодействие с Европейской комиссией и Европейской группой регулирующих органов в области ядерной безопасности (ENSREG) по вопросам стресс-тестов Белорусской АЭС и выполнения Национального плана действий по их итогам);
реализация 16 двусторонних соглашений на межведомственном и межправительственном уровнях, поступают запросы от стран на заключение новых соглашений;
исполнение ряда проектов международной технической помощи МАГАТЭ и Европейской комиссии, формируются проектные предложения на новые циклы;
обеспечение участия Госатомнадзора в деятельности международных форумов в области ядерной и радиационной безопасности (WENRA, WWER Форум, RCF, ENSREG) и их рабочих групп.
Масштабность и объем международного сотрудничества, осуществляемого департаментом, ставит вызов в отношении его качественного управления и сопровождения, что требует приоритизации взаимодействия с зарубежными партнерами.
Необходимые действия (задачи, пути улучшения).
Вовлечение дополнительной помощи доноров, в том числе в рамках проектов международной технической помощи Европейской комиссии и МАГАТЭ, для поддержки Госатомнадзора в обеспечении практической реализации международного сотрудничества по вопросам ядерной и радиационной безопасности.
Пересмотр и обновление действующей Стратегии международного сотрудничества Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь с учетом текущих приоритетов международного взаимодействия Госатомнадзора.Назад