На сайт МЧС

Работы, представленные на конкурс эссе "Судьба семьи в истории Победы"

667

Литвинчук А..jpg«Ваш Василий.

Мне было двадцать лет, когда ЭТО началось. Пришедшая новость огорошила всех. Кто-то был в страхе, кто-то был в ужасе, я был растерян. Меня направили на курсы в восточный город нынешней Российской Федерации.

После... Было много... Людей, солдат, боли, смерти, страха, крови, молитв, писем, счастья от первого лучика солнца нового дня, улыбки от первого снега, радости от каждого вздоха... Было много...

Мой командир направил наш батальон на разведку. Мы попали в окружение. Счёт дням мы почему-то не вели. КАЖДЫЙ мог оказаться последним: и день, и товарищ. Мы прорвались…

ЭТО закончилось, когда моя бригада дошла до реки Одер, которая протекает на юге Германии. Кто-то плакал, кто-то улыбался, я не мог сдержать и того, и другого.»

Это было письмо моего Прадедушки для его внучки (моей мамы), которой было на момент написания письма немногих 30 лет.

Моя бабушка была самая младшая в семье и в её глазах ОН хотел казаться самым сильным и почти не говорил об ЭТОМ. Единственное, что ОН всегда рассказывал было то, как его батальону повезло вырваться из того окружения.

Мой Прадедушка ни разу не был ранен и умер в глубокой старости в окружении своих детей, внуков и правнуков.

Жить это оставаться
в памяти людей, в памяти камней,
что у могил хранятся.
Кто же вспомнит?
Солдата
Брата
Сына
Мужа
Отца
Дедушку
Прадедушку

Семья!

Высылаю Вам письмо своё,
зная, что не сможете прочесть.
Оно будет в сердце, как копьё,
пронзать и слез, увы, не счесть.

Семья Вас не забудет никогда,
как в ту весну когда-то
та самая бригада
сказала лишь «ПОБЕДА».

Так часто хочется услышать
 рассказы бабушки про папу,
но как сказать бы мог отец
своей дочурке правду.

Те чувства, что слов не передать.
Те чувства, что слеза скользит.
Рассказ был прост.
Те чувства, что заставили мечтать.
Те чувства, о которых помнит.

И вот рассказ:
«Зелёная трава и небо голубое. Все вместе мы лежали и туго пояса зажав, смотрели вдаль и тихонько спали.
Так сладок был тот день. Смех, улыбки, звон в ушах, анекдоты и стихи, песни и баллады.
Собрав букет полевых цветов, я так хотел подарить их твоей матушке. Ромашки были ей по вкусу. Мы часто пили ромашковый чай до ЭТОГО и после...»

Собрав все чувства в эти строки,
я также счастлива сказать:
откуда же идут мои истоки,
откуда научилась так мечтать.

С любовью от семьи Василию!


Сенють Т.С...JPG«Война удивительно слепа по отношению к людям и далеко не по их заслугам распоряжается жизнями»

Василь Быков



   Белорусы, как никто другой, знают о том, что такое война. 79 лет назад каждый третий белорус незаслуженно и беспричинно погиб. 80% городов были разрушены или разграблены. Итогом нацистской политики геноцида и «выжженной земли» в Беларуси стали 2 230 000 человек. Эти страшные цифры и ужасающие факты знает каждый благодаря истории, передаваемой в поколениях.

Я помню, как в школьные годы перед 9 мая мы навещали ветеранов. Тогда их было ещё много и каждый из них мог рассказать свою трогически-героическую историю. Показать шрамы, полученные во время жестоких боёв и татуирвки – номера на ладони, сведетельства страшных лагерей смерти. Современные дети не имеют возможности прикоснуться к истории, обнять её и задать свои «почемучки». Но знать о людях, благодаря которым мы сейчас живём в свободной стране, они обязаны. Наши предки вложили невероятные усилия и жертвы, чтобы обеспечить нам свободу и независимость, и мы не имеем право забывать или игнорировать их подвиг. Героизм и личный вклад членов семьи каждого белоруса в этот исторический период играют ключевую роль в сохранении национальной памяти и традиций. Многие семьи в Беларуси имели своих героев, которые сражались на фронтах, участвовали в партизанском движении или оказывали помощь в освобождении страны. Их подвиги стали символом мужества, самоотверженности и любви к Родине.

Сегодня наша задача – не только помнить и чтить память о героях прошлого, но и передавать их историю будущим поколениям. Мы должны бережно сохранять архивы, документы, фотографии и рассказы о подвигах наших предков, чтобы каждый мог узнать и восхититься их доблестью и отвагой. Каждый должен осознавать свою ответственность за сохранение мира и стабильности в стране. Мы должны быть бдительными и готовыми отстаивать свою независимость и суверенитет, как это делали наши предки в тяжелые времена. И именно сохранение исторической памяти вдохновляет современное поколение на подвиги и достижения в настоящем. Память о героизме предков должна быть живой, постоянно обновляющейся через изучение истории, уважение к традициям и участие в мероприятиях, посвященных подвигам Великой Отечественной войны и освобожденными территориями.

Я вижу, как влияние героических поступков предков продолжает расти и развиваться, делая наших детей гордыми наследниками трудной, но победоносной истории Беларуси.

Я с трепетом храню в памяти моменты, когда я могла прикоснуться к нашей героической истории. И для меня важно передать этот опыт своему ребёнку, чтобы он, как и я когда-то, вдохновился и понял, что настощие супер-герои не носят красных плащей.


митрошкин.jpg83 года тому назад, земля Беларуси стала местом столкновения с силами противника. Народ Беларуси, вместе со всеми народами СССР, прошел через огненные испытания, устоял и одержал победу в самом кровопролитном конфликте XX века. В наше время вопрос о сохранении исторической памяти становится все более актуальным. Мы должны использовать все доступные нам средства для формирования у населения чувства долга, преданности и гордости за свою страну, а также для сохранения исторической памяти, нравственных ценностей и личного понимания важности преемственности поколений. Память о событиях Великой Отечественной войны – это мощный инструмент для воспитания чувства гражданской ответственности и патриотизма среди молодого поколения. Будущие поколения должны осознавать, какую высокую цену заплатил наш народ за свободу, ради светлого будущего.

Каждое поколение, рожденное в эпоху после Великой Отечественной войны, является прямым наследником Победы. Это не просто символическое звание, но и важная обязанность. Мы, как наследники, несем ответственность за сохранение и передачу исторической памяти о тех событиях. Память о Победе – это не только воспоминания о войне, это также уроки, которые мы извлекаем из этого периода истории. Это уроки мужества, стойкости, самоотверженности и любви к Родине, которые были проявлены нашими предками в те трудные годы. Сохранение и передача этих уроков будущим поколениям – это наш долг перед теми, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Это также важно для формирования у молодого поколения чувства уважения и благодарности к ветеранам, а также понимания ценности мира и свободы. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый человек, независимо от возраста, знал о подвигах наших предков, понимал их значение и ценил их вклад в наше общее будущее. Только тогда мы сможем с уверенностью сказать, что мы выполнили свою миссию как наследники Победы.

Мой прадед, Митрошкин Илья Григорьевич, как младший политрук был важной частью советской «военной машины» во время Великой Отечественной войны, выполняя роль политического руководителя и контролера, будучи ответственным за поддержание морали, дисциплины и идеологической чистоты в рядах Красной Армии, во время, когда Белорусская советская социалистическая республика приняла на себя первый и очень мощный удар врага, пропал без вести (по предположениям семьи повешен врагом) в числе многочисленных защитников Родины, а советские войска, в рядах которых служил отец моей бабушки, Дмитрий Артемьевич Колупаев, продолжали оказывать упорное сопротивление.

Старшему лейтенанту 10-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД Колупаеву предстояло участие в Битве за Москву, ставшей крупнейшим сражением Великой Отечественной войны, в котором участвовали войска Западного, Калининского, Резервного, Брянского, левого крыла Северо-Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов. Первым этапом стала оборона: с 30 сентября по 5 декабря 1941 года проходил оборонительный этап битвы. В это время Красная Армия отступала с территории Смоленской, Тверской, Брянской и Калужской областей. Второй этап – контрнаступление: 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой, отбросив немецкие войска на 150—300 километров от столицы. Битва за Москву стала одним из переломных моментов во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Это было первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне, которое остановило их продвижение на восток и повернуло ход войны в пользу СССР. В дальнейшем, проходя службу в званиях капитана и подполковника, он продолжил нести возмездие пособникам немецко-фашистских захватчиков, скрывавшихся в Прибалтийских лесах. Поздней в его послужной список вошла и охрана Томска-7, в котором, в числе многих городов, позже ковался ядерный щит Родины.

Мои прадеды, участвовавшие в Великой Отечественной войне, являются для моей семьи символами смелости и отваги. Их готовность стоять на защите своей страны в самые трудные времена является важным уроком для всех последующих поколений. Уроки военного времени подчеркивают значение жертвенности. Прадеды и их товарищи были готовы жертвовать своими жизнями ради свободы и независимости своей страны. Это также урок, который необходимо передавать из поколения в поколение. Война также учит нас ценности солидарности и братства. В условиях войны люди объединяются, чтобы противостоять общему врагу. Это важный урок о значении единства и сотрудничества. Память о войне и уважение к тем, кто в ней участвовал, тоже являются важными ценностями, которые следует передавать из поколения в поколение. Это помогает сохранить историю и уроки войны живыми в нашем общественном сознании. Уроки военного времени воспитывают патриотизм. Любовь к Родине, готовность защищать ее и служить ей – это важные ценности, которые были важны для прадедов и должны быть важны для всех последующих поколений. Все эти ценности и уроки военного времени играют важную роль в формировании мировоззрения и восприятия героизма и патриотизма. Они помогают нам понять историю, ценить жертвы, которые были принесены, и стремиться к миру и справедливости.

Современное поколение является связующим звеном между прошлым и будущим. Оно несет на себе ответственность за сохранение исторической памяти, включая факты и личные истории участия его родственников в войне. Это важно не только для уважения и чествования подвигов предков, но и для обеспечения того, чтобы будущие поколения могли извлечь уроки из истории. Современные люди могут увековечить и передать исторические факты и личные истории различными способами. Один из них – это использование цифровых технологий. Сегодня у нас есть возможность записывать истории устно, делать видеоинтервью, создавать виртуальные музеи и архивы, которые могут быть доступны для широкой аудитории в любое время. Кроме того, важную роль играют образовательные учреждения. Школы и университеты могут включать в свои программы изучение истории войны, проводить тематические мероприятия, организовывать встречи с ветеранами. Также важно значение семейных традиций в передаче исторической памяти. Рассказы родителей, бабушек и дедушек о войне, об их родственниках-участниках войны, могут стать незаменимым источником знаний для молодого поколения. Хочется сказать, что каждый из нас, независимо от возраста и профессии, может внести свой вклад в сохранение и передачу исторической памяти. Это наш общий долг и ответственность перед прошлым и будущим.

Память о войне служит напоминанием о трудностях и жертвах, которые пришлось принести нашим предкам. Это напоминает нам о ценности мира и свободы, а также о том, как важно беречь их. Память о войне помогает нам уважать и ценить ветеранов, которые отдали свою жизнь за наше будущее. Это также напоминает нам о нашем долге перед ними – сохранять и передавать историческую память. История Великой Отечественной войны является важной частью образовательной программы. Она помогает молодому поколению понять историю своей страны, а также формирует у нас чувство патриотизма и уважения к ней. Общая память о войне также служит важной социальной связью, объединяющей людей разных поколений. Она помогает создать общее понимание истории и культуры, что способствует социальной гармонии и солидарности. В конце концов, память о войне - это наша защита от забвения. Это наш способ увековечить подвиги наших предков и гарантировать, что их жертвы и достижения не будут забыты. В целом, память о Великой Отечественной войне играет важную роль в формировании нашего общественного сознания и идентичности. Это нечто, что мы должны бережно хранить и передавать будущим поколениям.


потёмкин.jpgВ начале истории хочу сказать несколько слов про довоенные годы жизни моего дедушки. Это позволит лучше понять его идеалы, принципы и поступки.

Мой дедушка Владимир Петрович Марадудин родился 28 июля 1903 года в городе Орске, Российская Империя. До революции учился в гимназии, потом в советское время – в школе второй ступени обучения. Служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, затем переехал в Москву.

С 1929 года активно занимался организацией курсов для взрослых по ликвидации безграмотности. Являлся членом Президиума Фрунзенского районного совета г. Москвы общества «Долой неграмотность». В то время заместителем наркома просвещения РСФСР была Надежда Константиновна Крупская, которая и создавала советскую систему народного образования. В один из дней она посетила завод, где дедушка преподавал простым рабочим. В нашем семейном архиве хранятся фотографии, где дедушка в окружении заводчан проводит экскурсию для Надежды Константиновны. Удивительно, но, спустя сто лет, у нас сохранилось много фотографий и его документов тех лет.  

Дедушка окончил школу фельдшеров, а в середине 30-х годов поступил в Третий Московский медицинский институт, который закончил досрочно 15.08.1941 в связи с призывом на воинскую службу, на фронт – шла Великая Отечественная война.  

Многие тогда уходили на фронт, пройдя маршем по Красной Площади, – в их числе и 38-летний врач – мой дедушка. Со своими сестрами, которые остались в тылу и с которыми переписка была по цензурируемой фронтовой почте, он договорился рассказывать о месте своего нахождения иносказательно (т.к. нельзя было открыто сообщать, где дислоцируются военные). Когда он писал «здесь прекрасно поют соловьи» – это означало, что он в районе Курска, а если «вечерами здесь изумительные закаты», то в районе Орла, также и с другими городами.  

В семейном кругу дедушка никогда не рассказывал про войну, знаю только, что во время войны он очень много курил – только так можно было приглушить запах, который сопровождает полевые лазареты в военных условиях (к слову, бросил курить он в 50 лет). Но несколько историй я все-таки узнал, причем, самую печальную – несколько лет назад из его коробки с письмами, спустя 30 лет после его смерти.   

История первая. Однажды во время войны дедушка с бойцами перемещались на грузовиках – в это время налетели фашистские самолеты, началась бомбежка. Командир Бобков Иван Капитонович скомандовал всем рассосредоточиться вдоль дорожной насыпи и залечь. Как только все из грузовика попрыгали в канавы – прямо в двигатель попала бомба – вместо машины на дороге осталась одна воронка. Но все из этого грузовика уцелели. Так грамотные действия командира спасли жизнь моему дедушке и другим военным.   

История вторая. Однажды весной на передовой дедушка обратил внимание на группу военных, которые перемещались неподалеку от места его батальона. Несмотря на то, что несколько недель до этого советские военные перешли на летнюю форму одежды, та группа была одета не по новому сезону. Свои наблюдения дедушка передал военным. В погоню выдвинули СМЕРШ. После захвата оказалось, что это были заброшенные диверсанты. Дедушку представили к ордену Красной Звезды, но документы где-то затерялись…   

История третья. Ближе к концу войны к дедушке в полевой лазарет доставили захваченного немецкого лазутчика (именно это слово употребил дедушка в своем рассказе). Состояние немца требовало медицинской помощи. Дедушка внимательно отнесся к пациенту – осмотрел, оказал необходимую помощь и даже поговорил «про войну». На ночь немца закрыли в старом сарае, а к утру его там уже не было – только несколько выломанных гнилых досок у земли свидетельствовали, что тот сбежал. После войны дедушку в составе советских оккупационных войск оставили на территории Германии (наряду с медицинскими и санитарными вопросами для советских военных он оказывал помощь и немцам – принимал роды, лечил местных, которые обращались за помощью к нашим военным…). Как-то он шел по вокзалу и случайно встретился с тем самым сбежавшим немцем. Не знаю, кто кого первым узнал, но дедушка говорил, что потом они пошли в кнайпе и пили шнапс, разговаривали. Я думаю, что каждый по-своему радовался, что остался жив, что война закончилась, а мой дедушка, я уверен, еще радовался, что советский народ победил! 

История четвертая. Печальная. Много «похоронок» шло с фронта. Многие, кто их получали, сначала отказывались верить, что смерть пришла к их сыновьям, мужьям, братьям… Письмо, которое я сейчас процитирую, я нашел среди документов дедушки пару лет назад. Вот его содержание:

«Москва 29/V-42 г.
Тов. Начальник!
Обращаюсь к Вам с просьбой сообщить мне о судьбе моего мужа Николая Владимировича Федорова. Я получила сообщение от товарищей мужа, что он был тяжело ранен и скончался в сан. части 9/IV-42 г. Правда ли то, что его больше не стало? Неизвестность или заблуждение хуже самой истины. Именно это [не разборчиво, вероятно, «убивает»] меня. Я хочу знать сущую правду. Прошу Вас, знаю, что у Вас и без меня достаточно работы, но не оставьте этого письма без ответа. Жду Вашего ответа и благодарю за него заранее.
Е.Курдявцева»

С другой стороны письма:

«Красноармейское
ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА
Куда: Действующая армия. Полевая почт. ст. 1507
436-й стрелковый полк. 1-ый батальон. Санитарная часть.
Кому: Начальнику санитарной части
Адрес отправителя: Москва: М.Бронная, д. 32, кв. 31
Е.П.Кудрявцева»

На письме еле видимый штамп: «Проверено военной цензурой 1/87»

Красивый женский почерк, грамотная речь… Отчаяние… И при этом надежда на чудо, на ошибку, что, может, перепутали, что, может, всё не так и он жив? А сколько ещё таких вопросов после получения «похоронок» отдавалось эхом в крике жен, матерей, сестер, детей!

Я не знаю, был ли дан ответ Е.П.Кудрявцевой, но это письмо дедушка пронёс с собой с мая 1942 года через всю войну. И теперь, в апреле 2024 года, я смотрю на открытку, набираю этот текст на своем компьютере и думаю, как это важно, – помнить наших героев, чтить память павших, не забывать уроков прошлого, уметь сопереживать и быть внимательным к людям…

А ещё я рад, что благодаря «идеологии в МЧС» я вновь открыл семейный альбом, перечитал письма, а также поделился интересными, на мой взгляд, историями из жизни моей семьи – из жизни советского народа.

Дедушка прошел от Красной Площади в Москве до рейхстага в Берлине, на стене которого и расписался. В составе советского военного контингента несколько лет был в Германии. После Германии дедушку направили в БССР, тут он встретил мою бабушку, родилась мама.  

Дедушка работал врачом в воинской части. Потом, будучи на пенсии, как и в молодости, учил – повышал грамотность рабочих, но только уже в другой сфере – на Минском тракторном заводе он вёл курс «Гражданская оборона», также рассказывал про технику безопасности, оказание первой помощи.

Дедушка умер в 1990 году, а через несколько месяцев умер его фронтовой командир Иван Капитонович Бобков, ставший на всю жизнь ему другом (о нем я рассказал в первой истории). По просьбе вдовы Ивана Капитоновича и с согласования моей бабушки И.К.Бобкова похоронили рядом с дедушкой. И теперь каждый раз, посещая кладбище, я несу букеты цветов на могилы тех, благодаря кому я живу.

Другие новости

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть