На сайт МЧС

Госатомнадзор принял участие в Международной научной конференции «Сахаровские чтения 2023: экологические проблемы XXI века»

662

18 мая 2023 г. в Международном государственном экологическом институте им. А.Д.Сахарова БГУ (г. Минск) начала работу 23-я Международная научная конференция «Сахаровские чтения 2023: экологические проблемы XXI века», в которой приняли участие представители Госатомнадзора.

В приветственном слове от имени Министерства по чрезвычайным ситуациям было отмечено многолетнее плодотворное сотрудничество с Международным государственным экологическим институтом им. А.Д.Сахарова БГУ по ряду направлений. Особо отмен тот факт, что Институт является поставщиком высококвалифицированных молодых специалистов, которые востребованы в белорусском регулирующем органе в области ядерной и радиационной безопасности. Многие нынешние работники Госатомнадзора являются выпускниками Института.

В ходе мероприятия начальник Госатомнадзора Ольга Луговская выступила с докладом на тему «Концепция трансформации подходов государства к управлению современной пост-чернобыльской ситуацией».

Вниманию присутствующих были представлены важные институциональные изменения конца 2022 – начала 2023 года, связанные с упразднением Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС и передачей его функций Госатомнадзору и другим государственным структурам. Госатомнадзор стал продолжателем «чернобыльской» национальной политики, которая изменялась с течением времени от чрезвычайных и срочных защитных мер к реабилитации пострадавших территорий и затем к их социально-экономическому возрождению.

Нормативную правовую базу в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности составляют законы Республики Беларусь «О радиационной безопасности» (вступил в силу в 2020 году) и «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии» (вступит в силу в октябре 2023 года). Их дополняет Закон «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также подзаконные нормативные правовые акты, в том числе технические, которые приняты в их развитие. Ольга Луговская напомнила, что в 2021 году в нашей стране появилась отдельная отрасль ядерного права, что нашло отражение в Едином правовом классификаторе Республики Беларусь.

Госатомнадзор рассматривает реализацию «чернобыльского» законодательства в комплексе с общим законодательством по вопросам ядерной и радиационной безопасности и в русле единой государственной политики в данной области. Ее базой являются сформулированные Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) 10 основополагающих принципов безопасности. Среди них:

-       принцип 4 – обоснование безопасности деятельности: любые виды деятельности на объектах использования атомной энергии, объектах ядерного наследия и радиационных объектах, а также деятельности с источниками ионизирующего излучения, радиоактивными отходами и ядерными материалами, в результате которых возможно превышение радиационных рисков для человека и общества над той пользой, которую такая деятельность приносит, не допускаются;

-       принцип 5 – оптимизация защиты: защита от радиационных рисков должна оптимизироваться таким образом, чтобы обеспечивать наивысший уровень безопасности, который может быть реально достигнут, с учетом экономических и социальных факторов;

-       принцип 6 – ограничение рисков в отношении физических лиц: ни одно физическое лицо не должно подвергаться неприемлемому радиационному риску. В этих целях должна функционировать система контроля таких рисков, включая оценку получаемых доз облучения.

Основным финансовым инструментом для реализации «чернобыльской» национальной политики являются государственные программы. Действующая госпрограмма рассчитана на 2021 – 2025 годы и включает в себя комплекс мероприятий по социальной защите граждан, радиационной защите и адресному применению защитных мер, содействию социально-экономическому развитию пострадавших районов.

Ольга Луговская отдельно остановилась на подходах по обеспечению радиационной безопасности на пострадавших территориях, а также на требованиях обеспечения радиационной безопасности при осуществлении деятельности на объектах ядерного наследия (к ним относятся территории с высоким уровнем радиоактивного загрязнения, такие как Полесский государственный радиационно-экологический заповедник). В числе этих требований:

-       ответственность организации за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности;

-       обязательность оценки радиационных рисков и последствий от осуществления такой деятельности;

-       установление ограничений и требований и обеспечения надзора за их соблюдением;

-       обеспечение мер по контролю за радиационными рисками в целях недопущения переоблучения привлекаемых работников.

Республика Беларусь с ее опытом преодоления последствий крупнейшей радиационной техногенной аварии и формирования инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности для первой ядерной энергетической программы, имеет хороший задел для того, чтобы не только обеспечить преемственность государственной «чернобыльской» политики на фоне институциональных преобразований, но также успешно переосмыслить и актуализировать стратегические подходы в данной области и двигаться вперед, сохраняя ядерную и радиационную безопасность в качестве императива.

Другие новости

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть