Об учете, контроле и физической защите ядерных материалов и источников ионизирующего излучения. Интервью заместителя начальника Госатомнадзора Александра Докучаева
Госатомнадзор продолжает цикл информационных мероприятий о созданной в Республике Беларусь инфраструктуре ядерной и радиационной безопасности и ее отдельных элементах текстовым интервью заместителя начальника Госатомнадзора Александра Докучаева об учете, контроле и физической защите ядерных материалов и источников ионизирующего излучения.
Учет и контроль ядерных материалов (ЯМ), источников ионизирующего излучения (ИИИ), а также обеспечение физической защиты (ФЗ) объектов использования атомной энергии ОИАЭ) являются важнейшими элементами инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности.
ВОПРОС: Зачем нужен учет и контроль ЯМ и ИИИ?
Александр Докучаев:
В соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь и требованиями национального законодательства ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю в государственной системе учета и контроля ядерных материалов Республики Беларусь (ГСУК ЯМ).
ИИИ подлежат государственному учету и контролю в единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения (ЕГСУК ИИИ).
Порядок ведения ГСУК ЯМ и ЕГСУК ИИИ определяется Правительством Беларуси.
Субъектами системы учета и контроля являются:
- орган, который обеспечивает разработку, наполнение и поддержание в актуальном состоянии системы учета и контроля (Госатомнадзор);
- Министерство энергетики, а также республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, уполномоченные Президентом Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся эксплуатирующие организации;
- эксплуатирующие организации.
Постановлениями МЧС устанавливаются требования к системе учета и контроля.
Соглашение от 14 апреля 1995 года между Республикой Беларусь и МАГАТЭ о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия в Республике Беларусь (Соглашение) устанавливает международные обязательства и регулирует вопросы, связанные с осуществлением гарантий МАГАТЭ по отношению ко всему ядерному материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории Беларуси, под ее юрисдикцией или осуществляемой под ее контролем, где бы то ни было. Цель гарантий – чтобы такой материал не переключался на производство ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.
В соответствии с Соглашением, МАГАТЭ проводит инспекции в организациях и на предприятиях Республики Беларусь для проверки информации в отношении ядерного материала, подлежащего гарантиям, а также идентификации и проверки изменений, которые произошли после представления отчетной информации по ядерным материалам, проверки количества и состава ядерного материала.
ВОПРОС: Учет и контроль – это заполнение, как в бухгалтерском учёте «гросбухов»?
Александр Докучаев:
Где-то похоже, но на современном продвинутом уровне.
В Республике Беларусь разработана, внедрена и функционирует в постоянном режиме «Интеллектуальная информационная система сотрудника Госатомнадзора для обеспечения контроля (надзора) в области ядерной и радиационной безопасности». С помощью соответствующего программного обеспечения ведется заполнение, корректировка и хранение баз данных ГСУК ЯМ и ЕГСУК ИИИ.
ВОПРОС: Как проходит взаимодействие с МАГАТЭ по учёту и контролю ядерных материалов?
Александр Докучаев:
Отчетность перед МАГАТЭ по учету и контролю ядерных материалов осуществляется в соответствии с Соглашением, законами Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности», другими нормативными правовыми актами.
Отчетность ведется по зонам баланса ядерного материала, которые территориально и административно определены в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов. В этих зонах ведется учет и контроль ЯМ, в которых на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени.
В Беларуси учет ведется по нескольким зонам баланса ядерного материала (ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны», РУП «Белорусская АЭС» и т.д.), в отношении которых готовится несколько видов отчетов:
- Отчет об изменениях инвентарного количества (ICR);
- Список фактически наличного инвентарного количества (PIL);
- Материально-балансовый отчет (MBR).
ВОПРОС: Как обстояли дела с учётом и контролем ядерных материалов в 2020 году?
Александр Докучаев:
В прошедшем году в рамках упомянутого Соглашения организовано проведение и сопровождение 19 инспекций МАГАТЭ:
- 12 – в научном учреждении «ОИЭЯИ Сосны» НАН Беларуси;
- 6 – в РУП «Белорусская АЭС»;
- 1 – на предприятиях Республики Беларусь, имеющих в распоряжении малые количества ядерных материалов (закрытые источники ионизирующего излучения на основе радионуклидов урана, плутония, тория; изделия из обедненного урана).
В настоящее время, как и в прошлом году, продолжается реализация Национального плана действий по выполнению рекомендаций и предложений миссии МАГАТЭ по вопросам государственной системы учета и контроля ядерных материалов (миссия ISSAS) на период 2020-2022 годы. Сама миссия ISSAS успешно прошла в Республике Беларусь в 2019 году, по ее результатам был сформирован соответствующий отчет экспертов МАГАТЭ с выводами, рекомендациями, наблюдениями о положительной практике в нашей стране.
ВОПРОС: Вы обстоятельно рассказали об учете ядерного материала. А сколько источников ионизирующего излучения у нас в стране?
Александр Докучаев:
В соответствии с данными ЕГСУК ИИИ по состоянию на конец декабря 2020 года под надзором находится 1613 субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности 23819 ИИИ, включая устройства, генерирующие ионизирующее излучение, оборудование, содержащее закрытые ИИИ, объекты (хранилища, лаборатории), работающие с ИИИ. Снято с учета 6176 ИИИ, поставлено на учет 5423 ИИИ.
В 2020 году наблюдается увеличение количества субъектов хозяйствования, за которыми зарегистрированы ИИИ в ЕГСУК (по сравнению с данными за аналогичный период в 2019 году, количество поднадзорных субъектов хозяйствования увеличилось на 111). Это произошло в том числе в связи с проведенной работой по постановке на учет ИИИ, находящихся в приборах, имеющихся в организациях для целей гражданской обороны.
ВОПРОС: Как организован учет и контроль ИИИ?
Александр Докучаев:
В соответствии со статьей 31 Закона Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности» учет и контроль источников ионизирующего излучения осуществляются Госатомнадзором и пользователями источников.
В Госатомнадзоре он осуществляются посредством ведения ЕГСУК ИИИ. Для постановки на учет (снятия с учета) ИИИ пользователь источника направляет уведомление в Госатомнадзор в 15-дневный срок до начала обращения с источником. Снятие с учета ИИИ может осуществляться по уведомлению пользователя источника либо по решению Госатомнадзора. В свою очередь, пользователи также ведут учет и контроль ИИИ в своих организациях.
Порядок ведения ЕГСУК ИИИ, а также учета и контроля ИИИ пользователями определен Инструкцией о порядке учета и контроля источников ионизирующего излучения, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайной ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 № 16. Этот документ содержит подробные указания, что делать пользователю для постановки ИИИ на учет, снятия с учета, передаче другому пользователю и в других ситуациях.
ВОПРОС: Не часто, но время от времени появляется информация о появлении бесхозных ИИИ. Как вы можете это прокомментировать?
Александр Докучаев:
Этот вопрос отсылает нас к «наследию прошлого». Радиоизотопные приборы, в которых используются радионуклидные источники излучения, начали выпускать в середине ХХ века. В Республике Беларусь радиоизотопные приборы нашли, еще со времен СССР, широкое применение в промышленности, в производстве строительных материалов, медицине, геологоразведке, на транспорте, в научных исследованиях и других отраслях народного хозяйства в качестве приборов для контроля характеристик материалов и изделий, а также для контроля протекания технологических процессов.
В 70-80-е годы прошлого века на многих предприятиях, в организациях, учебных учреждениях устанавливались радиоизотопные извещатели дыма (КИ-1, РИД-1, РИД-6М и т.д.), в которых используются альфа-излучатели на основе радионуклидов америция или плутония, период полураспада которых составляет сотни и десятки тысяч лет.
В последние годы в Республике Беларусь активно идет демонтаж таких извещателей в связи с истечением срока эксплуатации с последующей их заменой на современные пожарные извещатели, не содержащие радионуклидные источники. Однако иногда возникают случаи обнаружения неучтенных радиоизотопных дымоизвещателей, как правило в организациях, которые не зарегистрированы как пользователи источников ионизирующего излучения и не находятся под регулирующим контролем.
Кроме того, до конца 50-х – начала 60-х годов XX века выпускались часы, компасы и другие предметы, в которых для свечения циферблата и стрелок использовалось радиоактивное вещество радий-226. Эти предметы до настоящего времени можно встретить в семейных «запасниках». Как правило, они дороги владельцам. Однако необходимо помнить, что в ряде случаев (при длительном нахождении вблизи опасного предмета или ношении его в руках, особенно детьми) они могут представлять опасность. Эта опасность сохраняется длительное время, поскольку радий-226 имеет период полураспада 1600 лет.
Предметы, которые могут представлять радиационную опасность, маркируются соответствующим знаком. Если вы увидели такой предмет, действуйте в соответствии с Памяткой для населения по безопасности при обнаружении бесхозных, бесконтрольных радиоактивных источников. Она есть на сайте Госатомнадзора.
ВОПРОС: Теперь объясните, что представляет собой понятие «физическая защита»?
Александр Докучаев:
С позиции ядерной и радиационной безопасности – ФЗ является комплексом или совокупностью организационных, правовых, инженерных и технических мероприятий, направленных на пресечение или минимизацию возможности неправомерных действия в отношении ОИАЭ.
ВОПРОС: Связаны ли с этим какие-либо обязательства нашей страны международного характера?
Александр Докучаев:
Да, конечно. Республика Беларусь является, в рамках правоприемственности, с 1993 года участницей Конвенции о физической защите ядерных материалов.
В рамках выполнения международных обязательств по данной Конвенции и в соответствии с требованиями белорусского национального законодательства определено, что эксплуатирующими организациями должна быть создана и обеспечена физическая защита объектов использования атомной энергии, в том числе при перевозке ядерных материалов.
В это связи принимаются все необходимые меры для охраны ядерных материалов, находящихся в пределах территории нашего государства.
Госатомнадзор/МЧС, в пределах своей компетенции, устанавливает требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в том числе физической защиты, при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии. Ряд других республиканских органов государственного управления, в пределах своей компетенции, осуществляют контроль и обеспечивают физическую защиту ОИАЭ.
ВОПРОС: В чем заключается обеспечение физической защиты?
Александр Докучаев:
Обеспечение, и поддержание, физической защиты включает в себя широкий спектр вопросов, в числе которых:
формирование государственной политики в этой области;
система уполномоченных органов и организаций, осуществляющих регулирование деятельности по обеспечению физической защиты; государственный надзор (контроль) за обеспечением физической защиты, в том числе при перевозке ядерных материалов, отработавших ядерных материалов;
подготовка и принятие компетентными органами нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов;
международное сотрудничество и выполнение обязательств по международным договорам Республики Беларусь;
проведение экспертизы проектов системы физической защиты;
информационно-аналитическое обеспечение деятельности и научно-техническая поддержка;
изучение, анализ и оценка угроз и эффективности системы физической защиты;
соответствующая охрана ОИАЭ и ЯМ;
создание системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (персонала) служб физической защты;
разработка и реализация профилактических, режимных, организационных и иных мер предупреждения действий злоумышленников.
И так далее, далее, всего и не перечислишь.
ВОПРОС: Вы упомянули о надзоре (контроле). О каких, например, проверках и учреждениях идет речь?
Александр Докучаев:
В рамках надзора за обеспечением физической защиты источников ионизирующего излучения ИИИ, в прошедшем году проведено 15 плановых проверок субъектов надзора (медицинских, промышленных, строительных, научных организаций и предприятий), на которых осуществляется обращение с радионуклидными источниками, относящимися к I и II категории по степени радиационной опасности, в том числе в части обеспечения учета, контроля и сохранности ИИИ. Планирование проверок осуществляется на основании дифференцированного подхода в зависимости от степени опасности проверяемых объектов.
В рамках запланированных надзорных мероприятий в IV квартале 2020 года проведены две плановые проверки по вопросам обеспечения физической защиты объектов использования атомной энергии в ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны» НАН Беларуси и ГП «Белорусская АЭС» соответственно.
ВОПРОС: Наша страна вступает в «клуб» стран, имеющих собственную АЭС. Развивается соответствующая инфраструктура. Что в этом плане происходит с направлением, связанным с физической защитой?
Александр Докучаев:
В соответствии с международными рекомендациями одним из важных мероприятий по развитию инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности для стран, впервые развивающих свои ядерно-энергетические программы, является приглашение в страну различных консультативных миссий МАГАТЭ. В частности, миссии IPPAS – это миссия по вопросам физической защиты ОИАЭ, которая проводит оценку национального режима обеспечения физической ядерной безопасности ядерного материала и ядерных установок.
В настоящее время ведется подготовка к проведению указанной миссии в 2021 году. В Беларуси создана межведомственная рабочая группа из представителей заинтересованных республиканских органов государственного управления и государственных организаций. Проведены первоначальная встреча всех заинтересованных с белорусской стороны с МАГАТЭ, национальный семинар по вопросам организации и проведения IPPAS-миссий и предмиссия IPPAS. С учетом эпидемиологической ситуации все мероприятия прошли в формате видеоконференций.
В результате совместно с МАГАТЭ было определено, что миссия IPPAS, которая состоится в Республике Беларусь в середине лета нынешнего года, рассмотрит следующие четыре тематические модуля:
оценка национального режима обеспечения физической ядерной безопасности ядерного материала и ядерных установок;
оценка системы физической защиты конкретной ядерной установки (Белорусская АЭС);
оценка системы обеспечения физической защиты ядерного материала
при транспортировке;
оценка информационной и компьютерной безопасности.
Руководителем миссии IPPAS в Республике Беларусь определен г-н Джозеф Сандовал, член технического персонала Национальной лаборатории Министерства энергетики США, Sandia National Laboratories.