На сайт МЧС

Положение о Департаменте по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента 
Республики Беларусь
14.11.2022 № 405

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госатомнадзор) является структурным подразделением с правами юридического лица центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные функции (исполнительные, надзорные, регулирующие и другие) в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В структуру Госатомнадзора входят:

управления, отделы, секторы. В целях обеспечения деятельности и технического обслуживания Госатомнадзора могут создаваться иные структурные подразделения;

обособленные территориальные подразделения, подчиненные Госатомнадзору. В структуру обособленных территориальных подразделений, подчиненных Госатомнадзору, входят отделы, секторы, иные структурные подразделения.

Госатомнадзор реорганизуется, ликвидируется по решению Президента Республики Беларусь.

2. Работники Госатомнадзора, включая работников его обособленных территориальных подразделений, содержащиеся за счет средств республиканского бюджета, кроме относящихся к осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание Госатомнадзора и (или) осуществляющим охрану и обслуживание зданий, являются государственными гражданскими служащими.

3. Госатомнадзор в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами, правовыми актами Президента Республики Беларусь, в том числе настоящим Положением, иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

4. Госатомнадзор имеет самостоятельный баланс, текущие (расчетные) банковские счета, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

5. Финансирование деятельности Госатомнадзора осуществляется за счет средств республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

6. Имущество Госатомнадзора является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

7. Работники Госатомнадзора, кроме относящихся к осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание Госатомнадзора и (или) осуществляющим охрану и обслуживание зданий, по их желанию и решению начальника Госатомнадзора за счет собственных средств обеспечиваются форменной одеждой, знаками различия и иными геральдическими символами, учреждаемыми Президентом Республики Беларусь, а также им выдается служебное удостоверение, форма которого устанавливается Министром по чрезвычайным ситуациям (далее - Министр).

 

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА ГОСАТОМНАДЗОРА

8. Основными задачами Госатомнадзора являются:

государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (за исключением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности в отношении источников ионизирующего излучения, используемых в целях обороны, обращение с которыми не является видом деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, подлежащим лицензированию);

участие в реализации государственной политики в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

осуществление специальных функций в области обращения с радиоактивными отходами.

9. Госатомнадзор в соответствии с возложенными на него задачами:

9.1. осуществляет:

контроль за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, в том числе особых лицензионных требований и условий;

административные процедуры;

координацию деятельности в области обращения с радиоактивными отходами;

взаимодействие с государственными органами, в том числе со структурными подразделениями областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности) на территории соответствующей административно-территориальной единицы, международными организациями, организациями иностранных государств и иными организациями;

9.2. обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

9.3. проводит оценку соответствия соискателя лицензии долицензионным требованиям и условиям, лицензиата - лицензионным требованиям и условиям, назначает экспертизу безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством о лицензировании;

9.4. разрабатывает проекты государственных программ, программ Союзного государства и других программ в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляет контроль за их реализацией, входит в число государственных заказчиков этих программ;

9.5. формирует предложения о расходах республиканского бюджета, связанных с реализацией государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и их распределении между государственными органами и иными организациями, а также обеспечивает контроль за целевым использованием выделенных на эти цели бюджетных средств;

9.6. обеспечивает ведение единой государственной системы учета и контроля источников ионизирующего излучения и функционирование государственной системы учета и контроля ядерных материалов;

9.7. осуществляет регулирование безопасного функционирования системы захоронений радиоактивных отходов, образовавшихся в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

9.8. проводит проверку (оценку) знаний по вопросам ядерной и радиационной безопасности;

9.9. разрабатывает и представляет в МЧС предложения по вопросам:

государственного регулирования и управления в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

координации деятельности государственных органов, иных организаций в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

установления требований к составу и содержанию документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

совершенствования работы Госатомнадзора;

9.10. участвует:

в выдаче МЧС специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

в разработке проектов международных договоров, проектов международной технической помощи, других международных проектов в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и их реализации;

9.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственные секреты;

9.12. проводит проверки соблюдения государственными органами, государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, иными организациями, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований законодательства о ядерной и радиационной безопасности, о лицензировании, лицензионных требований и условий, в том числе особых лицензионных требований и условий, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, а также реализует меры профилактического и предупредительного характера;

9.13. организует издание информационно-справочных и других документов, необходимых для осуществления и совершенствования деятельности в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, разрабатывает и утверждает руководства по ядерной и радиационной безопасности;

9.14. обобщает практику применения законодательства о ядерной и радиационной безопасности, в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, разрабатывает предложения по его совершенствованию, организует подготовку соответствующих нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;

9.15. организует работу государственных организаций, подчиненных МЧС, деятельность которых курирует Госатомнадзор;

9.16. осуществляет информирование по вопросам, связанным с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

9.17. организует проведение научных исследований по обоснованию принципов и критериев ядерной и радиационной безопасности, минимизации отдаленных неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, повышению эффективности государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, привлекает к проведению соответствующих научных исследований научные организации, ученых и специалистов, в том числе иностранных;

9.18. рассматривает и вносит предложения по:

финансированию отдельных проектов и заданий, направленных на снижение отрицательного воздействия радиоактивного загрязнения, а также по организации выполнения программ, проектов и заданий в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

проектам программ (планов) проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обоснование и повышение безопасности проектируемых, сооружаемых, реконструируемых и эксплуатируемых объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

отнесению населенных пунктов и объектов к зонам радиоактивного загрязнения;

9.19. осуществляет координацию работ по контролю радиоактивного загрязнения и радиационному мониторингу, обеспечивает разработку и издание карт территории радиоактивного загрязнения;

9.20. обеспечивает поставку средств измерений радиоактивного загрязнения организациям, осуществляющим радиационный контроль;

9.21. рассматривает и готовит предложения по отнесению земель к категории радиационно опасных и переводу их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного пользования, исключению земель из категории радиационно опасных и их использованию в соответствии с основным целевым назначением, исключению земель из разряда земель отчуждения и переводе их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования;

9.22. принимает участие в планировании проведения агротехнических, агромелиоративных и других защитных мероприятий на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

9.23. проводит идеологическую работу;

9.24. рассматривает обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции;

9.25. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.

10. Госатомнадзор для выполнения своих задач и функций вправе:

10.1. разрабатывать и вносить на рассмотрение руководства МЧС предложения по вопросам, относящимся к его компетенции, проекты нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;

10.2. привлекать:

научные организации, учреждения высшего образования и иные организации для подготовки предложений по проектам программ в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, разработки проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;

специалистов, экспертов, экспертные организации к участию в проведении:

оценки соответствия соискателя лицензии долицензионным требованиям и условиям, лицензиата - лицензионным требованиям и условиям;

экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, организуемой Госатомнадзором при принятии решения о выдаче лицензии, внесении в нее изменений, продлении срока действия лицензии;

проверок соблюдения законодательства о ядерной и радиационной безопасности, о лицензировании, лицензионных требований и условий, в том числе особых лицензионных требований и условий;

10.3. выносить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения письменные требования (предписания):

об устранении нарушений законодательства о ядерной и радиационной безопасности, о лицензировании, лицензионных требований и условий, в том числе особых лицензионных требований и условий;

о полном или частичном приостановлении деятельности по обращению с источниками ионизирующего излучения, использованию атомной энергии, эксплуатации источников ионизирующего излучения, радиационных объектов, объектов использования атомной энергии в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде;

10.4. в случаях, установленных законодательством о ядерной и радиационной безопасности, о лицензировании, обращаться в суд с заявлениями об установлении приостановления (запрета) деятельности, о продлении приостановления (запрета) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств;

10.5. запрашивать у государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и безвозмездно получать от них информацию по вопросам, относящимся к компетенции Госатомнадзора;

10.6. получать без согласия физических лиц безвозмездно сведения из государственных информационных систем (ресурсов), содержащих персональные данные, а также доступ, в том числе удаленный, к государственным информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных, заключенного с собственником (владельцем) информационной системы (ресурса), в том числе с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы, в случаях, если использование таких данных необходимо для выполнения задач, относящихся к компетенции Госатомнадзора;

10.7. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАТОМНАДЗОРА

11. Госатомнадзор возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Министра.

Начальник Госатомнадзора имеет заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Министром по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь и по представлению начальника Госатомнадзора.

12. Начальник Госатомнадзора:

12.1. подчиняется Министру и его заместителю, курирующему деятельность Госатомнадзора;

12.2. руководит деятельностью Госатомнадзора и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций;

12.3. в пределах предоставленных полномочий назначает на должности государственных гражданских служащих, принимает на работу на должности служащих и профессии рабочих и освобождает от должностей (увольняет) работников Госатомнадзора;

12.4. распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия работников Госатомнадзора;

12.5. утверждает по согласованию с Министром структуру и штатное расписание Госатомнадзора;

12.6. издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, утверждает положения о структурных подразделениях Госатомнадзора;

12.7. распоряжается денежными средствами и имуществом Госатомнадзора, представляет его интересы в отношениях с юридическими и физическими лицами, без доверенности действует от его имени, открывает текущие (расчетные) банковские счета, заключает договоры;

12.8. принимает меры по соблюдению работниками Госатомнадзора производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, осуществляет мероприятия по улучшению условий и охраны труда;

12.9. применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания в отношении работников Госатомнадзора;

12.10. обеспечивает реализацию решений коллегий МЧС и Госатомнадзора по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

12.11. организует непрерывное профессиональное образование руководящих работников и специалистов Госатомнадзора;

12.12. ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц;

12.13. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

13. Начальник Госатомнадзора обеспечивается служебным транспортным средством в пределах лимита, установленного для МЧС.

14. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов в Госатомнадзоре создается коллегия в количестве 7 человек. В состав коллегии входят заместитель Министра, курирующий деятельность Госатомнадзора, начальник Госатомнадзора (председатель коллегии), его заместители и другие работники Госатомнадзора.

Положение о коллегии Госатомнадзора и ее персональный состав утверждаются Министром по представлению начальника Госатомнадзора.

Решения коллегии, направленные на регулирование общественных отношений в определенных сферах деятельности и требующие нормативного закрепления, оформляются протоколом и представляются в МЧС для подготовки проектов (принятия) соответствующих нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов. Решения коллегии по иным вопросам реализуются приказами начальника Госатомнадзора.

В случае возникновения разногласий между начальником Госатомнадзора и членами коллегии решение принимает начальник Госатомнадзора, при этом докладывает о нем Министру. Члены коллегии могут проинформировать Министра о своей позиции.

15. При Госатомнадзоре для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, могут создаваться комиссии, советы и другие совещательные органы.


Назад

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть