На сайт МЧС

Регулирующая стратегия Госатомнадзора

Регулирующая стратегия Госатомнадзора на 2015-2018 гг.

Наше видение «обеспечим высокий уровень ядерной и радиационной безопасности» относится к усилению культуры безопасности в ядерной сфере, особенно, в контексте строительства первой Белорусской АЭС. Наши стратегические цели и задачи развиваются и уточняются вместе с наращиванием компетенций в процессе совершенствования системы ядерного и радиационного регулирования.

Реализация стратегии предполагает квалифицированное управление, эффективное сотрудничество, взаимное понимание, прозрачность, компетентность и внедрение новейших знаний, основанных на науке. Стратегия выполняется согласно текущим планам соответствующих подразделений.

Стратегия также основывается на миссии, ценностях и взгляде на перспективу до 2018 г.

Миссия

Наша миссия – служить интересам защиты людей, общества и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Ценности

Компетентность

Наш выбор, утверждения и решения основаны на научно обоснованных подтвержденных знаниях.

Сотрудничество

Наше сотрудничество основано на хороших взаимоотношениях, коллективном участии и взаимном доверии. При решении соответствующих вопросов принимаются во внимание мнения заинтересованных.

Отношение к безопасности

Наша контрольная (надзорная) деятельность ориентирована на достижение самых высоких требований культуры безопасности и включает критическое отношение, взвешенный подход и обмен мнениями, направленными на обеспечение и повышение безопасности.

Прозрачность

Наша деятельность прозрачна и открыта для всех заинтересованных, населения и наших специалистов.

Взгляд на перспективу

Наше видение до 2018 г. заключается в гарантии проведения постоянного контроля качества ядерной и радиационной безопасности. Мы осуществляем надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, как в рамках строительства новых ядерных установок, так и в процессе использования существующих радиационных объектов.

Мы стремимся к эффективному сотрудничеству со всеми заинтересованными, взаимному пониманию с эксплуатирующими организациями, системному развитию внутренних компетенций и созданию комфортных условий работы для специалистов.

Стратегические цели и задачи

Основными задачами Госатомнадзора являются:

  • государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • контроль за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Решая задачи по надзору и контролю, Госатомнадзор, в том числе, приступил к осуществлению постоянного надзора за строительством Белорусской АЭС и проверкам осуществления контроля РУП «Белорусская АЭС» за изготовлением и приемкой оборудования для Белорусской АЭС.

1. Система управления Госатомнадзора

С целью повышения эффективности регулирующей деятельности постоянно развивается система управления Госатомнадзора, что включает разработку и актуализацию стратегии, политики безопасности и качества, оперативных и годовых планов работы, внедрение процессного подхода, установление операционной системы и разработки руководств по управлению. Наряду с этим, усиливаются следующие направления:

Развитие управления качеством

Управление качеством усиливается путем: развития процессов системы управления качеством; обеспечения системного подхода к формированию и осуществлению управления качеством; организации и проведения самооценки в рамках подготовки к миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующего органа (IRRS).

Усиление кадровых ресурсов

Численность кадрового состава увеличилась с 39 в начале 2013 г. до 82 человек в июле 2013 г. Создано 8 новых подразделений. Приняты на работу 43 новых сотрудников, включая 16 молодых специалистов, получивших специальное образование в области физики, радиационной химии, радиологии, а также инженерных дисциплин. Для обеспечения дополнительных кадровых ресурсов  в Госатомнадзоре реализуется эффективная кадровая политика, в рамках которой осуществляется отбор и назначение специалистов на должности, а также создается кадровый резерв. Система развития кадров совершенствуется путем постоянной оценки знаний и навыков в регулирующих целях. Особое внимание уделяется продвижению культуры безопасности и развитию ответственности государственных инспекторов, работающих как в Госатомнадзоре, так и специалистов региональных инспекций.

2. Развитие компетенций и обучение

Налажена система первичной стажировки молодых сотрудников по общим вопросам ядерной и радиационной безопасности и осуществлению регулирующей деятельности. Проводится обучение без отрыва от основной деятельности, в том числе, по рассмотрению отчета по обоснованию безопасности АЭС, оценке результатов детерминистического анализа безопасности, техникам рассмотрения и выполнения вероятностного анализа безопасности. Обеспечивается реализация подходов к выполнению программы инспекций, а также инспектированию структур, систем и компонентов. Основной акцент обучения направлен на практическое освоение вопросов инспектирования эксплуатирующих организаций.

Коммуникации

Коммуникации осуществляются:

  • распространением достоверной информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь;
  • повышением уровня доверия Госатомнадзору через осведомленность общественности по вопросам ядерной и радиационной безопасности;
  • внедрением механизмов для информирования общественности по результатам проверок, прозрачности и обеспечения доступа к информации о безопасности по результатам надзорной деятельности, за исключением информации, которая является государственным секретом;
  • масштабным сотрудничеством с регулирующими органами других стран и международными организациями;
  • устойчивым взаимодействием с законодательной и исполнительной властью с целью эффективного принятия решений и законодательных документов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • регулярным обновлением коммуникационной стратегии.
3. Разработка законодательных и регулирующих документов

Разработка законодательных и регулирующих документов обеспечивается путем адаптации и внедрения современных принципов безопасности, критериев и требований к:

  • развитию регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь;
  • развитию надзорного процесса в рамках строительства АЭС;
  • периодическому анализу безопасности строящейся АЭС, действующих ядерных установок и хранилищ ядерного материала;
  • долговременной безопасности объектов обращения с радиоактивными отходами;
  • внедрению риск-ориентированных подходов;
  • обеспечению мер по применению технических регулирующих документов;
  • регулированию обеспечения физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, радиоактивных источников.
4. Исполнение международных обязательств

Исполнение международных обязательств Республикой Беларусь реализуется в рамках:

  • подготовки национальных отчетов о ядерной безопасности и участия белорусской делегации в конференции стран-участниц  Конвенции о ядерной безопасности;
  • подготовки национальных отчетов Беларуси в соответствии с обязательствами в рамках Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами и участия белорусской делегации в конференциях стран-участниц Объединенной конвенции.

Выполняется дальнейшее развитие системы гарантий в Беларуси в рамках реализации ядерной энергетической программы.

Осуществляется поддержка и реализация международных миссий по вопросам обеспечения ядерной, радиационной безопасности, регулирующей инфраструктуры, физической защиты и др.

5. Лицензирование и оценка безопасности

С целью совершенствования законодательной основы процесса лицензирования проводится анализ выполненных работ по выдаче лицензий. В том числе:

  • обновление требований к отчету по обоснованию безопасности АЭС;
  • развитие программы оценки и анализа отчета по обоснованию безопасности АЭС;
  • развитие плана проведения детерминистического анализа безопасности АЭС;
  • развитие плана проведения вероятностного анализа безопасности АЭС.
6. Проверки и правоприменение

Развитие и совершенствование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии на всех этапах жизненного цикла ядерных установок осуществляется путем:

  • достижения и поддержания надлежащего уровня 
    ядерной и радиационной безопасности ядерных установок;
  • реализации обязательств, принятых Республикой Беларусь в соответствии с Конвенцией Международного агентства по атомной энергии от 7 июня 1994 года «О ядерной безопасности» в части создания и поддержания законодательной и регулирующей основы для обеспечения безопасности ядерных установок;
  • внедрения международных практик и рекомендаций МАГАТЭ;
  • пресечения нарушений законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и применения при необходимости санкций;
  • взаимодействия с  контролирующими (надзорными) органами при проведении проверок с целью осуществления мониторинга складывающейся оперативной ситуации на площадке Белорусской АЭС;
  • формирования культуры безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии;
  • профилактики нарушений законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;
  • разработки механизмов контроля (надзора).
7. Техническая поддержка

Совершенствование технической поддержки осуществляется в рамках создания системы организаций, осуществляющих техническую поддержку регулирующему органу; дальнейшего развития законодательной базы и процедуры лицензирования экспертных организаций; определения прав и обязанностей государственных экспертных институтов  и их полномочий.

8. Аварийная готовность

Совершенствование системы контроля за организацией готовности объектов использования атомной энергии и радиационных объектах к ликвидации аварий, за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при возникновении ядерных или радиационных аварий.

9. Радиационная защита

Осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению радиационной безопасности на разных этапах жизненного цикла атомной электростанции  с целью достижения необходимого уровня защищенности персонала, населения и окружающей среды при подготовке к вводу в эксплуатацию, вводе в эксплуатацию и эксплуатации энергоблоков Белорусской АЭС.

Вызовы и возможности в изменении системы регулирования

1. Продвижение культуры безопасности (включая «пост черно-быльские» и «пост фукусимские» вызовы: стресс-тесты и т.д.).

После аварий на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1» все более очевидной становится необходимость продвижения культуры безопасности в ядерной сфере. Критичное отношение, скрупулезный подход и коммуникации становятся все более актуальными. В ходе строительства атомных станций должны использоваться существующие практические руководства по оценке культуры безопасности. Важную роль в продвижении культуры безопасности играют сотрудники регулирующего органа, демонстрируя пример своей системной культуро-ориентированной работы.

2. Внедрение требований по безопасности Российской Федерации и МАГАТЭ, а также лучших практик ЕС в национальное законодательство и регулирующие документы Республики Беларусь

Международные требования и опыт по обеспечению безопасности постоянно совершенствуются. Обновляются устаревшие национальные стандарты и применяются современные стандарты МАГАТЭ, ЕС и Российской Федерации, учитывающие, в том числе, причины и последствия аварии на АЭС «Фукусима-1».

3. Развитие регулирующих компетенций в рамках трехлетних программ обучения

Внедрить индивидуализированный подход к развитию профессиональных компетенций сотрудников в области регулирующей деятельности и стремиться к их соответствию международным требованиям, привлекая необходимые средства, международный опыт, применяя лучшие практики на основе долгосрочных программ повышения квалификации, вовлекая в регулирующую деятельность и заинтересовывая в долгосрочном сотрудничестве качественно подготовленных специалистов.

4. Развитие системы управления знаниями (сохранение и передача знаний и опыта)

Создать и развить внутреннюю инфраструктуру, включающую наставничество, информационные и коммуникационные технологии,  и  позволяющую распространять и реализовывать накопленный в организации опыт и актуальную информацию путем управления, сохранения и обмена знаниями для совершенствования деятельности в области ядерной и радиационной безопасности.

5. Анализ безопасности в рамках лицензирования на этапе эксплуатации

Организовать и провести всестороннее рассмотрение и независимую верификацию (экспертизу) окончательного отчета по обоснованию безопасности в предварительной редакции для проверки выполнения нормативно-правовых и лицензионных требований.

6. Программа инспектирования строительства и подготовка к вводу в эксплуатацию

Совершенствовать программы контрольно-надзорной деятельности за безопасностью при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской АЭС, в том числе внедрить в повседневную практику  механизмы контроля и оценки эксплуатационной безопасности, основанные на тесном взаимодействии со всеми контролирующими (надзорными) органами.

7. Внедрение интегрированной системы управления (ISO 9001, GS-R-3 и GS-G-3.1)

Построить и внедрить систему управления, объединяющую все аспекты регулирующей деятельности таким образом, чтобы требования по безопасности  имели  первостепенный приоритет.

8. Создание системы технической поддержки и развитие компетенций для организаций, вовлеченных в систему технической поддержки

Создать эффективную, независимую и компетентную организационно-техническую инфраструктуру из числа научно-исследовательских институтов (центров), учреждений образования, проектных организаций, конструкторских бюро предприятий, способных проводить экспертизу ядерной и радиационной безопасности при выдаче лицензии на эксплуатацию и частных разрешений при пуске блоков 1 и 2 Белорусской АЭС, а также оказывать техническую и консультационную поддержку регулирующему органу на период не менее 60 лет.

9. Координация деятельности по обеспечению физической защиты и надзору

Необходимо координировать вопросы, связанные с обеспечением безопасности и физической безопасности, добиваясь достижения максимального уровня синергизма и – в случае необходимости – интеграции. Выполнение требований по обеспечению физической безопасности должно осуществляться без ущерба для ядерной и радиационной безопасности, а реализуя требования по ядерной и радиационной безопасности не ставить под угрозу физическую безопасность.

10. Разработка национальной политики, надзор за деятельностью по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим топливом

Должен быть обеспечен надзор за деятельностью по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим топливом. Контроль реализации стратегии обращения с радиоактивными отходами Белорусской атомной электростанции, в том числе создания пункта захоронения РАО для обеспечения безопасного хранения очень низкоактивных, низкоактивных и среднеактивных РАО после ввода атомной электростанции в эксплуатацию, а также  пункта захоронения высокоактивных РАО в глубокой геологической формации.

11. Гарантии

В рамках своей компетенции неукоснительно соблюдать обязательства, определенные Соглашением между Республикой Беларусь и Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ) по применению гарантий в Республике Беларусь.

12. Открытая, эффективная и систематическая коммуникация

Посредством открытой, эффективной и систематической коммуникации стремиться к установлению и поддержанию уверенности заинтересованных сторон и общества в обеспечении безопасного использования атомной энергии.

13. Взаимовыгодное международное сотрудничество (включая IRRS миссию)

Обеспечить свое постоянное участие в международной деятельности и международных объединениях с целью повышения безопасности. Пригласить и провести миссию МАГАТЭ по оценке регулирующей инфраструктуры (IRRS) и использовать результаты миссии для дальнейшего совершенствования регулирующей деятельности по контролю (надзору) за обеспечением безопасности.


Назад

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть