На сайт МЧС

Надзор на этапе проектирования и строительства АЭС

       

Осуществление государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (далее – Государственный надзор) в отношении Белорусской АЭС регулируется положениями:

Закона Республики Беларусь от 10.10.2022 № 208-З «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии»;

Положением о государственном надзоре в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.08.2020 N 497 (ред. от 09.10.2023);

локальными правовыми актами Госатомнадзора.

Государственный надзор на площадке Белорусской АЭС осуществляется государственными инспекторами по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора. Подходы к осуществлению государственного надзора соответствуют международным принципам, закрепленным в документах Международного агентства по атомной энергии.

Государственный надзор осуществляется в следующих формах:

проведение плановых и внеплановых проверок;

проведение проверок в режиме постоянного надзора;

систематическое наблюдение и анализ соблюдения проверяемыми субъектами законодательства о ядерной и радиационной безопасности;

осуществление мер профилактического и предупредительного характера.

Проведение плановых проверок осуществляется на основании годовых планов. О проведении такой проверки руководство ГП «Белорусская АЭС» уведомляется заблаговременно, с целью обеспечения возможности подготовки необходимых документов по рассматриваемым вопросам.

Внеплановые проверки могут назначаться по следующим основаниям:

наличие у Госатомнадзора информации, в том числе полученной от государственных органов и иных организаций, иностранных государств или физических лиц, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о ядерной и радиационной безопасности или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства;

необходимость оперативной оценки фактического состояния проверяемых субъектов и условий их деятельности, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства о ядерной и радиационной безопасности;

непредставление ГП «Белорусская АЭС» информации об устранении ранее выявленных нарушений в течение двух рабочих дней со дня окончания установленного срока для их устранения, либо наличие в Госатомнадзоре информации о неустранении таких нарушений.

Особенностью проверок в режиме постоянного надзора является необходимость оперативной оценки фактического соответствия технологического оборудования АЭС, а также деятельности, связанной с обеспечением безопасности такого оборудования, требованиям законодательства о ядерной и радиационной безопасности.

Систематическое наблюдение и анализ соблюдения ГП «Белорусская АЭС» законодательства о ядерной и радиационной безопасности (далее – систематическое наблюдение) осуществляются Госатомнадзором посредством анализа сведений, поступающих в наш адрес как от самой Белорусской АЭС, так и от любого госоргана (организации) или гражданина. Кроме этого, в рамках систематического наблюдения анализируются результаты проведения проверок и реализации ранее предложенных мер профилактического и предупредительного характера. Систематическое наблюдение отличается от проверок тем, что не требует непосредственного выезда на площадку Белорусской АЭС – необходимы оценки соответствия требованиям ядерной и радиационной безопасности осуществляются работниками Госатомнадзора посредством анализа организационных и технических решений, изложенных в поступающих документах. При необходимости принимаются своевременные меры по их корректировке до реализации на площадке АЭС.

Профилактическая работа является основной составляющей надзорной деятельности на площадке АЭС, так как направлена на своевременное выявление условий, способствующих появлению нарушений требований по ядерной и радиационной безопасности и их профилактирование.

Модель надзора, выстроенная Госатомнадзором, по своей сути имеет профилактическую направленность. Так, большинство проверок Госатомнадзором проводится перед проведением непосредственных работ на технологическом оборудовании энергоблоков для своевременного выявления возможных потенциальных нарушений. Без устранения выявляемых при таких проверках несоответствий работы не разрешаются.

Значительная часть работы направлена на непосредственное взаимодействие с ответственными лицами станции в ходе рабочих совещаний различного уровня, участия инспекторов Госатомнадзора в работе внутренних комиссий ГП «Белорусская АЭС» по оценке знаний персонала, аттестации сварщиков, проведению испытаний, регистрации оборудования и т.д.

Кроме этого, Госатомнадзором рассматриваются технические решения, разрабатываемые на АЭС в отношении технологического оборудования систем, важных для безопасности, технологии проведения сварочных работ, изменения в оргштатную структуру станции и иные решения, которые могут прямо или косвенно повлиять на уровень ядерной и радиационной безопасности. Без согласия Госатомнадзора такие решения не допускаются к реализации.

Ключевые должности ГП «Белорусская АЭС» (руководство станции, оперативный персонал, руководители ключевых подразделений и т.д.) обязаны получать персональные разрешения в Госатомнадзоре перед выполнением своих должностных обязанностей. Процедура получения таких разрешений предполагает проведение оценки знаний в комиссии Госатомнадзора.

Локальными правовыми актами Госатомнадзора установлены и иные методы проведения профилактической работы.

В 2020-2021 гг. при участии международных экспертов Госатомнадзором была разработана и в настоящий момент внедрена Базовая программа надзора на этапе эксплуатации АЭС. Документ утвержден приказом Госатомнадзора от 3 декабря 2021 года № 88 и актуализирован приказом 26.12.2023 приказом №59 с учетом опыта действия программы в ходе эксплуатации энергоблока №1.

Базовая программа надзора на АЭС на этапе эксплуатации включает 4 тематические области («Безопасность АЭС», «Лидерство и управление в целях безопасности», «Радиационная защита», «Физическая защита и гарантии») и 10 тематических направлений осуществления надзора:

«управление проектом АЭС»;

«обеспечение эксплуатационной безопасности и учет опыта эксплуатации»;

«радиационная безопасность»;

«обращение с радиоактивными отходами»;

«аварийная готовность и реагирование»;

«физическая защита»;

«учет и контроль ядерных материалов»;

«системы управления эксплуатирующей организации»;

«культура безопасности и лидерство»;

«система подготовки персонала».

По каждому из тематических вопросов разработаны общие программы надзора, в которых определены конкретные надзорные мероприятия и их частота для оценки такого вопроса.

При подготовке к проведения надзорных мероприятий Госатомнадзор также учитывает результаты надзорной деятельности на площадке АЭС, осуществляемых иными контролирующими органами Республики Беларусь.

Для проведения надзорных мероприятий непосредственно на площадке Белорусской АЭС создан и функционирует отдел Госатомнадзора со штатной численностью в 6 человек. Кроме этого, значительная часть работников центрального аппарата Госатомнадзора обеспечивает проведение перечисленных выше надзорных мероприятий из центрального офиса в Минске, при необходимости посещая площадку Белорусской АЭС в ходе служебных командировок.

Анализ результатов надзорной деятельности на площадке Белорусской АЭС как в ходе сооружения и ввод в эксплуатацию, так и в ходе эксплуатации энергоблоков показывает, что реализованная модель надзора вкупе с системами внутреннего контроля эксплуатирующей организации (ГП «Белорусская АЭС») в целом обеспечивает своевременное выявление несоответствий без их перерастания в потенциальные грубые нарушения требований по ядерной и радиационной безопасности. Характер выявляемых Госатомнадзором несоответствий, динамика и способы их устранения, указывают на отсутствие системных проблем в обеспечении ядерной и радиационной безопасности на площадке АЭС, а также на соблюдение приоритета безопасности по отношению к иным аспектам деятельности атомной станции. Состояние ядерной и радиационной безопасности оценивается как удовлетворяющее установленным требованиям.


Назад

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть