На сайт МЧС

О государственном надзоре в области обеспечения радиационной безопасности источников ионизирующего излучения в контексте нового законодательства о радиационной безопасности. Интервью Ирины Ткаченок

683

Госатомнадзор продолжает цикл информационных мероприятий о созданной в Республике Беларусь инфраструктуре ядерной и радиационной безопасности текстовым интервью начальника отдела организации надзора за радиационной безопасностью источников ионизирующего излучения Госатомнадзора Ирины Ткаченок о государственном надзоре в области обеспечения радиационной безопасности источников ионизирующего излучения в контексте нового законодательства о радиационной безопасности: Закона Республики Беларусь от 18.06.2019 № 198-З «О радиационной безопасности» и нормативных правовых актов, развивающих и конкретизирующих его положения.

Этот Закон разработан с учетом предложений и рекомендаций миссии МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности (IRRS) 2016 года. Он устанавливает правовые основы функционирования системы обеспечения радиационной безопасности, обращения с источниками ионизирующего излучения, определяет круг объектов и субъектов правоотношений в области обеспечения радиационной безопасности, требования по обеспечению радиационной безопасности при проектировании, возведении, реконструкции, ремонте и эксплуатации радиационных объектов, обращении с радиоактивными отходами, радиационной аварии, в других ситуациях. Из перечисленного настоящее интервью затрагивает вопросы безопасного обращения с источниками ионизирующего излучения. 

 Вопрос: Что такое источник ионизирующего излучения (ИИИ) и какие ИИИ есть в нашей стране?

 Ирина Ткаченок:

Если обратиться к Закону Республики Беларусь от 18.06.2019 № 198-З «О радиационной безопасности» (к слову, это новый Закон, который вступил в силу сравнительно недавно, 27 июня 2020 года), то ИИИ – это радиоактивное вещество либо радиационное устройство. В свою очередь радиоактивное вещество – вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью сверх уровней, установленных гигиеническими нормативами, а радиационное устройство – техническое устройство, в котором содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение сверх уровней, установленных гигиеническими нормативами. ИИИ может быть радионуклидным (например, с радионуклидами цезий-137, кобальт-60 и т.д.): закрытым или открытым в зависимости от того, находится это радиоактивное вещество в закрытой герметичной капсуле или нет. А может не содержать радионуклидов и являться устройством, генерирующим ионизирующее излучение (рентгеновское, нейтронное, излучение электронов и других заряженных частиц) за счет подключения в электрическую сеть. Такие устройства становятся ИИИ только в момент подачи на них высокого напряжения, т.е. если такое устройство из розетки выключено, то радиационной опасности оно не представляет.

В нашей стране есть все перечисленные виды ИИИ:

1. устройства, содержащие закрытые ИИИ (гамма-установки медицинского и промышленного назначения, гамма-терапевтические аппараты медицинского назначения, гамма-дефектоскопы, радиоизотопные приборы, включая радиоизотопные пожарные дымоизвещатели и др.),

2. устройства, генерирующие ионизирующее излучение (рентгеновские диагностические и терапевтические аппараты, рентгеновские дефектоскопы, генераторы нейтронов, ускорители электронов, источники низкоэнергетического и неиспользуемого рентгеновского излучения и др.),

3. открытые ИИИ, например, радиофармацевтические препараты, которые применяются для диагностики заболеваний, либо твердые и жидкие радиоактивные вещества, применяемые в научной и (или) образовательной деятельности.

Пользователями ИИИ являются, в основном, учреждения здравоохранения (более 80% ИИИ используются в нашей стране в сфере медицины), а также организации в сфере промышленности, науки, образования, организации, использующие устройства, генерирующие ионизирующее излучение, применяемые для досмотра багажа, товаров, транспортных средств.

Есть у нас в стране и производители как радионуклидных ИИИ, так и устройств, генерирующих ионизирующие излучение.

 Вопрос: Сколько в Беларуси пользователей ИИИ и все ли они подлежат надзору Госатомнадзора?

 Ирина Ткаченок:

По состоянию на начало 2021 года насчитывалось более 1600 пользователей ИИИ, использующих в своей деятельности более 23 тысяч ИИИ.

Надзору подлежат все пользователи ИИИ. По определению, приведенному в Законе Республики Беларусь «О радиационной безопасности», пользователь ИИИ – юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное и международное юридические лица (организация, не являющаяся юридическим лицом), индивидуальный предприниматель, осуществляющие обращение с источником ионизирующего излучения. Обращение с ИИИ – это деятельность, связанная с изготовлением (производством), реализацией, эксплуатацией, хранением, перевозкой, переработкой и захоронением ИИИ, а также иные виды деятельности, связанные с ИИИ, предусмотренные законодательными актами.

Также Законом определен термин (хотя понятие не ново) «работы и услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность». К таким работам и услугам относятся проектирование радиационных объектов (это проектные институты, которые готовят проектную документацию на возведение, реконструкцию, капитальный ремонт радиационных объектов), монтаж, наладка, диагностирование, ремонт, обслуживание, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИИИ (а это ряд обслуживающих организаций, которые должны иметь необходимые ресурсы в виде квалифицированного персонала, методик и оборудования для проведения таких работ). Все эти организации, осуществляющие деятельность, связанную с ИИИ, кроме проектирования радиационных объектов, относятся к пользователям ИИИ, и также подлежат надзору. Даже Белорусская АЭС, являясь эксплуатирующей организацией в части использования атомной энергии, одновременно является и пользователем ИИИ.

Но надо понимать, что надзор может осуществляться в разных формах и проводиться с разной периодичностью. 

Вопрос: Как вы понимаете, какими должны быть эти «форма» и «периодичность»? Есть какой-то алгоритм? И насколько это реально проводить надзор за таким количеством объектов? Не сказывается ли это на качестве надзора?

 Ирина Ткаченок:

Для того, чтобы на должном уровне обеспечить надзор за таким количеством разнообразных проверяемых субъектов, применяется рекомендованная Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) концепция дифференцированного подхода, который заключается в применении мер по надзору соразмерно степени радиационной опасности источника ионизирующего излучения.

Все ИИИ делятся на 5 категорий по степени радиационной опасности (такая классификация закреплена как на уровне Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности», так и более подробно в Инструкции о порядке и критериях отнесения источников ионизирующего излучения к категориям по степени радиационной опасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.01.2021 № 4). В зависимости от категории ИИИ, имеющихся в конкретной организации, этой организации (проверяемому субъекту) присваивается группа риска (высокая, средняя, низкая) для назначения плановых проверок. Соответствующий подход установлен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 февраля 2021 г. № 7 «О критериях отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок». А в Положении о государственном надзоре в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2020 г. № 497, прописано, какова периодичность назначения плановых проверок в зависимости от группы риска. Чем выше группа риска, тем чаще плановые проверки. Но надо отметить, что периодичность назначения проверок установлена в виде интервала (1-2 года для высокой группы риска, 3-5 лет – для средней, 4-7 лет – для низкой), а уж на периодичность внутри интервала влияет то, насколько сам проверяемый субъект себя проявил с учетом результатов предыдущих проверок и иных сведений о проверяемом субъекте (это и административные процедуры, и другая переписка, в том числе не только с проверяемым субъектом, но и о нем с другими государственными органами и организациями, а иногда и физическими лицами (обращения граждан, например)). Это то, что касается периодичности. Если говорить о формах осуществления надзора, то они, как и периодичность назначения проверок, определены Положением о государственном надзоре в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2020 г. № 497, и в отношении ИИИ представлены тремя видами:

1. проведение плановых и внеплановых проверок;

2. осуществление мер профилактического и предупредительного характера;

3. систематическое наблюдение и анализ соблюдения проверяемыми субъектами законодательства о радиационной безопасности, условий действия разрешений. 

Вопрос: Какие нарушения обычно выявляются в ходе надзорных мероприятий?

 Ирина Ткаченок:

Ежеквартально нами проводится анализ результатов проведенных надзорных мероприятий. Информация о типовых нарушениях требований радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения размещается на сайте Госатомнадзора в разделе «Радиационная безопасность ИИИ» в подразделе «Профилактика нарушений». При подготовке такой информации мы условно классифицируем все выявленные нарушения на группы. В 2020 году преобладали нарушения требований по обучению и проверке знаний по вопросам радиационной безопасности ответственных лиц, нарушения требований ТНПА по организации и проведению технического обслуживания и испытаний эксплуатационных параметров ИИИ, нарушения порядка допуска персонала к работе с ИИИ. 

Вопрос: Как Госатомнадзор справлялся с функцией надзора за ИИИ в период сложной эпидемиологической ситуации, вызванной коронавирусом?

 Ирина Ткаченок:

Конечно, эта ситуация была неожиданностью и определенным «вызовом» для всего мира, и Госатомнадзор – не исключение.

Были усилены меры профилактического и предупредительного характера, которые проводились в основном в дистанционном режиме (применение контрольных списков вопросов, разъяснительная работа). Более активно осуществлялась такая форма надзорной деятельности, как систематическое наблюдение и анализ соблюдения проверяемыми субъектами законодательства о радиационной безопасности, которая проводится специалистами без выхода на объект (камерально), в работе с документацией и дистанционным участием представителей проверяемого субъекта. 

Вопрос: Вы неоднократно упомянули Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности» и другие новые нормативные документы по вопросам радиационной безопасности ИИИ. Можете коротко рассказать, какие новшества предусматривают эти новые документы по сравнению с ранее действовавшими?

 Ирина Ткаченок:

Из основных новшеств я бы выделила 3 статьи Закона Республики Беларусь
«О радиационной безопасности»: 26, 27 и 40, а также некоторые упрощения в плане согласования некоторых документов пользователей ИИИ.

Статьей 27 Закона установлен новый вид процедуры – выдача Госатомнадзором свидетельства о государственной регистрации типа ИИИ (тип – это, например, модель рентгеновского аппарата). Процедура направлена на то, чтобы удостовериться в обеспечении радиационной безопасности ИИИ, которые впервые в страну ввозятся либо впервые в стране производятся, и то и другое – до выхода ИИИ на рынок Республики Беларусь и до поставки пользователям ИИИ.

Для принятия обоснованного решения о возможности выдачи свидетельства о государственной регистрации типа ИИИ до выдачи свидетельства о государственной регистрации типа ИИИ предусмотрено проведение экспертизы ИИИ, их технической документации. Об этом есть отдельная статья Закона – статья 26. Помимо экспертизы до государственной регистрации типа ИИИ этой статьей оговорены еще 2 вида экспертизы безопасности в области использования ИИИ: экспертиза радиационных объектов – до приемки в эксплуатацию законченных строительством радиационных объектов, и экспертиза документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования ИИИ – при лицензировании деятельности в области использования ИИИ.

Статьей 40 Закона предусмотрено предоставление пользователям ИИИ возможности получения консультаций в области обеспечения радиационной безопасности. Консультирование могут осуществлять специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками в определенной области обеспечения радиационной безопасности. В целях подтверждения качества оказываемых консультационных услуг консультанты могут пройти процедуру аттестации в Госатомнадзоре с получением аттестата, после чего соответствующая информация будет размещена в свободном доступе для заинтересованных на сайте Госатомнадзора в Едином реестре аттестованных консультантов в области обеспечения радиационной безопасности.

Упрощения, о которых я сказала вначале, касаются согласования таких локальных правовых актов пользователей ИИИ, как План по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий – теперь наличие и согласование такого плана требуется не для всех пользователей ИИИ, а только для пользователей радиоактивных веществ либо устройств, содержащих радиоактивные вещества, относящихся к первой - третьей категориям по степени радиационной опасности. Согласование Порядка организации и осуществления производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности не требуется ни для кого из пользователей ИИИ, как это было раньше. Эти изменения были внесены объемным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2020 г. № 497 «О реализации Закона Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности», которое было разработано в развитие Закона «О радиационной безопасности» и включает в себя не только изменения существующих нормативных правовых актов, но и новые положения: «Положение о государственном надзоре в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности», «Положение о порядке и критериях отнесения радиоактивных отходов к классам радиационной опасности», «Положение о порядке разработки и утверждения нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду», «Положение о порядке проведения аттестации работников, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по консультированию в области обеспечения радиационной безопасности», «Положение о порядке государственной регистрации типа источника ионизирующего излучения»).

Далее были приняты 6 постановлений МЧС:

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13 апреля 2020 г. № 16 «Об учете и контроле источников ионизирующего излучения»;

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13 апреля 2020 г. № 17 «Об экспертизе безопасности в области использования источников ионизирующего излучения»;

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 18 «Об обучении и проверке (оценке) знаний по вопросам ядерной и радиационной безопасности»;

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 19 «О едином реестре аттестованных консультантов в области обеспечения радиационной безопасности»;

Инструкция о порядке и критериях отнесения источников ионизирующего излучения к категориям по степени радиационной опасности, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.01.2021 № 4;

Нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Безопасность при обращении с источниками ионизирующего излучения. Общие положения», утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19 октября 2020 г. № 42 (они, кстати, вступили в силу совсем недавно, 22 марта).

Законом дано право Госатомнадзору разрабатывать и утверждать такой вид документа, как «руководства по ядерной и радиационной безопасности» – это своего рода разъяснения и рекомендации по выполнению требований норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Поскольку такие руководства по ядерной и радиационной безопасности носят рекомендательный характер, то требования норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности могут быть выполнены с использованием иных способов, чем те, которые содержатся в таких руководствах, при обоснованности выбранных способов для обеспечения безопасности. Хотелось бы обратить внимание на Руководство по ядерной и радиационной безопасности «Структура и содержание Порядка организации и осуществления производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности», утвержденное приказом Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 05 августа 2020 г. № 44.

Все документы, о которых я говорю, доступны для ознакомления на сайте Госатомнадзора в разделе «Радиационная безопасность ИИИ» в подразделе «Нормативные правовые акты, регулирующие радиационную безопасность в Республике Беларусь, и рекомендации по их выполнению», и в разделе «Законодательство» в подразделе «Иерархическая структура нормативных правовых актов».

 Вопрос: И напоследок, как бы Вы охарактеризовали состояние радиационной безопасности в Республике Беларусь?

 Ирина Ткаченок:

Состояние радиационной безопасности ИИИ поддерживается на достаточно хорошем уровне, что подтверждается отсутствием радиационных аварий на радиационных объектах. Ведется работа по повышению этого уровня, причем не только силами Госатомнадзора и Министерства по чрезвычайным ситуациям, но и силами других государственных органов, в области обеспечения радиационной безопасности: Министерства здравоохранения, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного пограничного комитета, Министерства обороны. В отношении последнего можно отметить, что с принятием Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности» и Положения о государственном надзоре в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2020 г. № 497 «О реализации Закона Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности», государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности в отношении ИИИ, используемых в целях обороны, обращение с которыми не является видом деятельности в области использования ИИИ, подлежащим лицензированию, осуществляется Министерством обороны.

Другие новости

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть