На сайт МЧС

Комментарий к резолюции Европарламента от 11 февраля 2021 года

347

В связи с принятием резолюции Европарламента от 11 февраля 2021 года Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) по поводу поднятых вопросов, связанных с регулированием ядерной и радиационной безопасности, заявляет следующее.

В ходе реализации своей первой ядерной энергетической программы Беларусь неизменно следует стандартам безопасности Международного агентства по атомной энергии и фундаментальным принципам безопасности. Наша страна принимает участие в реализации всех элементов глобального режима ядерной безопасности. Беларусь является договаривающейся стороной ряда конвенций и соглашений, включая Конвенцию о ядерной безопасности, Объединенную конвенцию о безопасности обращения с радиоактивными отходами и о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и другие. Белорусское законодательство по вопросам ядерной и радиационной безопасности постоянно совершенствуется, в том числе с учетом новых требований и рекомендаций МАГАТЭ: разрабатываются новые нормы и правила, перерабатываются существующие документы, в том числе высокого уровня, такие как законы «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности».

Беларусь широко использует инструментарий международных оценочных миссий и партнерских проверок, добровольно пригласила и приняла ряд миссий МАГАТЭ, как по отдельным направлениям, так и комплексных, включающих вопросы оценки регулирующей инфраструктуры:

-       по оценке ядерной инфраструктуры (INIR) 2012 и 2020 года;

-       по оценке регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности (IRRS) 2016 года;

-       по вопросам аварийной готовности и реагирования (EPREV) 2018 года;

-       по вопросам учета и контроля ядерного материала (ISSAS) 2019 года.

В плановом порядке реализуются рекомендации, полученные в ходе перечисленных миссий. Очередная миссия – по вопросам физической защиты (IPPAS) запрошена Республикой Беларусь и состоится в середине 2021 года. На 4 квартал 2021 года запланировано проведение пост-миссии IRRS. В официальных итоговых документах миссий эксперты МАГАТЭ отмечают, что:

«… в Беларуси создана регулирующая инфраструктура ядерной и радиационной безопасности, и в ходе миссии продемонстрирована твердая приверженность реализации принципов обеспечения ядерной и радиационной безопасности.» (из отчета миссии IRRS 2016 года);

«…Беларусь близка к завершению создания ядерной энергетической инфраструктуры, необходимой для начала эксплуатации своей первой атомной электростанции. Страна имеет компетентные организации и завершает свою деятельность по подготовке к запуску первого энергоблока» (из отчета миссии INIR 2020 года).

Эксперты МАГАТЭ и другие заинтересованные многократно отмечали применяющиеся в Беларуси положительные практики и направления успешной работы, которые рекомендованы для изучения другим странам, в том числе в части развития международного сотрудничества, транспарентности и открытости регулирующего органа. В качестве примера: в ходе последнего обзорного совещания 2017 года в рамках Конвенции о ядерной безопасности договаривающиеся стороны в итоговом документе указали в качестве направления успешной работы «Всестороннее международное сотрудничество, включая двусторонние соглашения по ядерной безопасности». К подобному выводу пришли также договаривающиеся стороны Объединенной конвенции о безопасности обращения с радиоактивными отходами и о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом в ходе последнего обзорного совещания 2018 года.

Белорусский регулирующий орган в области ядерной и радиационной безопасности является независимым в принятии своих регулирующих решений, в том числе по таким важным вопросам, как лицензирование деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

До начала ввода в эксплуатацию энергоблока № 1 Белорусской АЭС, с октября 2017 года Госатомнадзором организована всеобъемлющая экспертиза документов, обосновывающих безопасную эксплуатацию энергоблока, которую провела экспертная организация ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны» Национальной академии наук Беларуси. На основании проведенных экспертизы безопасности и оценки соответствия ГП «Белорусская АЭС» лицензионным требования и условиям, в ходе которой проверена готовность ГП «Белорусская АЭС» безопасно выполнить заявленную деятельность, Госатомнадзором подготовлено заключение о возможности выдачи лицензии на начало физического пуска энергоблока. Загрузка ядерного топлива в реактор энергоблока № 1 Белорусской АЭС была начата после выдачи РУП «Белорусская АЭС» соответствующей лицензии. О выдаче данной лицензии Госатомнадзор сообщил на своем Интернет-ресурсе и СМИ. О начале загрузки ядерного топлива в установленном порядке были проинформированы МАГАТЭ и компетентные органы стран, с которыми заключены соответствующие двусторонние соглашения.

Ввод энергоблока № 1 Белорусской АЭС в промышленную эксплуатацию будет осуществлен в соответствии с требованиями национального законодательства и по получении ГП «Белорусская АЭС» соответствующей лицензии на эксплуатацию. Перед ее выдачей Госатомнадзор проведет общественные слушания в порядке, установленном законодательством, в ходе которых проинформирует общественность о проведенных экспертизе безопасности и оценке соответствия ГП «Белорусская АЭС» лицензионным требованиям и условиям, позволяющих принять решение о выдаче лицензии.

Госатомнадзор напоминает, что с августа 2020 года по настоящее время энергоблок № 1 Белорусской АЭС проходит этапы ввода в эксплуатацию, в ходе которых осуществляется тестирование оборудования и многочисленные испытания в различных режимах работы ядерной установки, в том числе выявляется необходимость корректировки работы оборудования. Ситуации, классифицируемые как чрезвычайные или нештатные, отсутствовали. Тем не менее, по факту установления повышенного общественного интереса к различным ситуациям на Белорусской АЭС представителями Госатомнадзора, Министерства энергетики, другими заинтересованными были предоставлены соответствующие комментарии для СМИ. Через национальную контактную точку – Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь были направлены ответы на все запросы о ситуациях на Белорусской АЭС, поступившие в рамках установленных двусторонних соглашений «Об оперативном оповещении о ядерной аварии и обмене информацией по вопросам ядерной и радиационной безопасности».

Госатомнадзор еще раз подчеркивает, что оценка/экспертиза безопасности, позволяющая принять решение о возможности осуществления деятельности в области использования атомной энергии, проводится в рамках лицензионного процесса. Стресс-тесты представляют собой разовую внеплановую оценку устойчивости АЭС к экстремальным внешним природным воздействиям и их сочетанию в свете уроков аварии на японской АЭС «Фукусима-Дайичи», которая позволяет проанализировать запасы безопасности над установленными нормативными правовыми актами требованиями и предложить меры по их увеличению в контексте непрерывного совершенствования безопасности.

Совместные с ENSREG действия в отношении стресс-тестов Белорусской АЭС (партнерский обзор Национального доклада о стресс-тестах Белорусской АЭС 2017-2018 годов и партнерский обзор Национального плана действий по итогам проведения стресс-тестов 2020-2021 годов) выполняются нашей страной в добровольном порядке, как демонстрация приверженности Беларуси к непрерывному повышению уровня безопасности АЭС.

Формирование Национального плана действий по итогам проведения стресс-тестов Белорусской АЭС (далее – Национальный план действий) целиком и полностью является задачей и ответственностью белорусской стороны. Данный тезис подтвержден в Отчете ENSREG 2018 года, в котором Госатомнадзору рекомендовано «в соответствии с принципом «интеллектуального владения» определить необходимые меры по повышению безопасности в ответ на рекомендации, сделанные в Отчете ENSREG и самим Госатомнадзором, и включить их в Национальный план действий, содержащий соответствующие меры по повышению безопасности и графики их выполнения.» Это и было сделано: Госатомнадзором совместно с заинтересованными проанализированы все рекомендации, сформирован и доведен ГП «Белорусская АЭС» в виде предписания Национальный план действий, выполнение которого находится на контроле в регулирующем органе.

Другие новости

 

Моб. приложение
Моб. приложение
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть